Прогресс - не случайность, а необходимость.
Прогресс - не случайность, а необходимость.
Корпоративный университет как инструмент развития
В условиях жёсткой конкуренции одним из наиболее важных вопросов для производственных компаний становится рациональное использование ресурсов. Как показывает практика, эффективность кроется в получении наибольшей отдачи на вложенный рубль. Например, такой, казалось бы, узкоцелевой инструмент, как корпоративный университет, при грамотном применении может одновременно решать задачи и по повышению квалификации специалистов, и по продвижению продукции. Однако Максим Рябчицкий, руководитель Учебного центра подразделения "Низковольтное оборудование" компании АББ, лидера в производстве силового оборудования и технологий для электроэнергетики и автоматизации, уверен, что перечисленные цели - лишь вершина айсберга. Если глубже оценивать работу корпоративного университета, можно убедиться, что он является мультифункциональным инструментом для повышения качественного уровня всей электротехнической отрасли. Именно это Максим Рябчицкий готов наглядно продемонстрировать на примере проекта, которым руководит уже почти три года.
Максим Рябчицкий - к.т.н., доцент, имеет более 100 публикаций (включая статьи в научно-технических журналах, доклады на научных конференциях и методические пособия, в том числе федеральные учебники с грифом Минобрнауки РФ), член Institute of Electrical and Electronics Engineers (14 лет), лауреат премии Правительства России в области науки и техники. До работы в компании АББ занимал должность заведующего кафедрой "Электрические и электронные аппараты" НИУ МЭИ (Национальный Исследовательский Университет "Московский Энергетический Институт").
Максим, что лежало в основе создания такой структурной единицы, как корпоративный университет?
М.Р.: На момент моего прихода (2010 год) в московском офисе концерна АББ в подразделении "Низковольтное оборудование" уже функционировал Учебный Центр, где проводились презентации продукции по 8-ми направлениям для компаний-партнёров и параллельно велось обучение сотрудников-новичков. Оценив ресурсы компании, мы решили, что наша база позволяет расширить деятельность Учебного Центра, использовать его для контакта со специалистами электротехнической отрасли Москвы и регионов. Мы поставили задачу привлечения большего числа профессионалов тех компаний, которые работают или могли бы работать с нашим оборудованием.
Для того чтобы заинтересовать слушателей, необходимо было найти инновационный, необычный для аналогичных вендоров подход к проведению занятий. В 2011 году мы создали абсолютно новую систему обучения исходя из потребностей рынка. Наряду с презентациями продуктов были разработаны учебные тренинги, направленные на помощь в практической работе специалистам любого профиля и решение конкретных задач. Различные направления обучения ориентированы на проектировщиков, монтажников, дистрибьюторов. Создано несколько лабораторий, в которых слушатели могут не только увидеть оборудование АББ в работе, но и приобрести навыки самостоятельной наладки, а также научиться не допускать ошибок при эксплуатации. Внедрена система контроля качества полученных знаний - слушатели выполняют тестовые задания и получают сертификаты, подтверждающие их компетенцию. Увеличилось и количество тем семинаров - теперь их стало более 20-ти. Цели и задачи каждого из курсов чётко определены, слушателю заранее известно, какие навыки он может приобрести - это помогает специалистам наиболее эффективно планировать своё обучение. Все занятия разделены по сложности в соответствии с уровнем подготовки целевой аудитории (от нулевого до третьего).
То есть сочетание теоретических материалов с практической частью и контролем полученных знаний позволило повысить интерес к занятиям и, как следствие, посещаемость?
М.Р.: Да, это так. Теперь, благодаря обучению, специалисты получили возможность расширить свои профессиональные компетенции: пополнить багаж знаний о передовых технологиях, приобрести навыки работы с продукцией, ознакомиться с опытом применения оборудования на примере различных предприятий. На практике приобретённые знания помогают оптимизировать трудозатраты. Например, один из слушателей, Павел Шальнов, сотрудник компании ЗАО "Промэнергосвязь", отметил, что групповое обучение сотрудников позволило разгрузить инженеров и специалистов по закупкам. Теперь люди, ответственные за проведение монтажных работ, сами умеют составлять заказы, понимают, какое именно оборудование необходимо.
Можно ли оценить динамику популярности курсов вашего корпоративного университета?
М.Р.: Несмотря на огромный рынок в нашей отрасли, в профессиональном сообществе быстро узнали об Учебном Центре, второй год мы фиксируем динамичный рост спроса (для сравнения: в 2010 году мы обучили 800 специалистов, в 2011-м семинары посетило уже более 1500 человек). А за 2012 год через стены АББ прошло уже более 3000 специалистов. Если подсчитать, то это составит не менее 50% специалистов Московского региона, работающих с оборудованием АББ.
Прослеживается ли связь этого показателя с предпочтениями марки АББ при выборе оборудования специалистами?
М.Р.: Безусловно. Но одна из главных причин состоит в развитии рынка в целом. После получения знаний в наших стенах слушатели лучше понимают функционал современного оборудования, в результате чего, встав перед выбором, предпочтут работать с надёжными и безопасными устройствами, что, в конечном счёте, скажется на уровне жизни каждого из нас.
Дополнительный эффект в повышении лояльности специалистов к нашему бренду приносит то, что мы работаем на семинарах в двустороннем контакте и стремимся слышать аудиторию. Все пожелания и замечания обрабатываются и учитываются. Это помогает составить представление о том, какие устройства, какой функционал необходим в ближайшем будущем. Такой "диалог" с клиентом позволяет нам совершенствовать продукцию и развиваться быстрее общерыночных показателей.
Как вы знакомите региональных инженеров со своим оборудованием?
М.Р.: У нас существует доступная программа электронных курсов E-learning, представляющая собой видеосеминар с параллельным тестированием. Конечно, эффект у программного продукта немного иной, нежели чем у личного общения с преподавателями. Мы считаем, что специалисты из регионов должны получать знания об оборудовании на том же уровне, что и в центральном офисе, поэтому стараемся развивать деятельность и за пределами Москвы. Например, в этом году у Учебного Центра появилось отделение в Санкт-Петербурге, что, безусловно, дало новый импульс активности представительству компании в Северо-Западном регионе.
Но, с другой стороны, ограниченность функциональности онлайн-обучения - не всегда минус, ведь часто после знакомства с видеосеминаром у многих может возникнуть желание посетить занятия вживую. И мы предоставляем такую возможность. Если в городе есть представительство концерна АББ (по всей России их 20), то в офис приезжает специалист из Москвы, имея с собой теоретические материалы, образцы продукции. Он проводит занятия, тестирование, выдаёт сертификаты - в общем, действует по той же схеме, что и в головном офисе компании.
Конечно, есть тренинги, связанные с дорогостоящими, громоздкими установками и аппаратами, которые трудно перемещать. Такие занятия проводятся только в Учебных центрах, поэтому мы приглашаем специалистов компаний-партнёров посетить их в Москве или Санкт-Петербурге.
Необходимо отметить, что большая часть обучения в компании АББ является бесплатным, а в подразделени "Низковольтное оборудование" мы специально к этому пришли, мы понимаем, что такой подход приносит двустороннюю выгоду. Специалисты получают знания "из первых рук", а мы - долгосрочное сотрудничество и рост продаж наших продуктов.
Развиваются ли программы внутреннего обучения сотрудников?
М.Р.: Да, конечно. Расширяя курс для партнёров, мы смогли одновременно разработать более полную учебную программу для внутреннего использования. Сейчас есть не только ознакомительные занятия для новичков, но и обучение уже опытных сотрудников. Линейки продукции постоянно меняются, пополняются новыми моделями, и специалистам компании АББ просто необходимо быть в курсе всех изменений. Только в этом случае они смогут грамотно представлять оборудование заказчикам.
Можно ли связать необходимость знакомства вновь прибывших специалистов с современным оборудованием с тем, например, что сегодняшние выпускники не получают необходимого объёма практических занятий в вузах? Вы, как бывший заведующий кафедрой, можете прокомментировать эту ситуацию?
М.Р.: На мой взгляд, самая важная проблема высшей школы - большая теоретизированность и недостаток практики. Порой сами преподаватели не представляют всех возможностей, которые несут современные аппараты. Тот же автоматический выключатель сегодня - это устройство с "бортовым компьютером", которое может настраиваться с ноутбука. Его довольно просто внедрить в систему диспетчеризации, что позволит отслеживать все процессы, происходящие в электрической сети целого предприятия. Наша задача - показать студентам на практике функционал современных устройств. Именно поэтому мы осуществляем разработки по оснащению университетских лабораторий оборудованием, организовываем учебные практики в нашей компании, помогаем студентам писать дипломные и курсовые проекты, основанные на технике АББ, и многое другое.
Получается, нужно знакомить начинающих профессионалов с инновациями в технике ещё со студенческой скамьи?
М.Р.: Естественно. Задача вуза - сделать из выпускников профессионалов высокого уровня, ориентирующихся на рынке. Если провести аналогию: нам нужны шеф-повара ресторанов, понимающие ценность продукта и блюда, которое можно из него приготовить, а не продавцы хот-догов в уличных кафе. Поскольку рынок электротехнического оборудования не регулируется государством, здесь можно предлагать дешёвую продукцию и заполонить ею все пункты продаж. Но тогда мы придём к потенциально опасным электроустановкам, которые не соответствуют современным требованиям. Мы же изначально объясняем людям, что надёжность и безопасность требует инвестиций, и гораздо лучше реализовать это на этапе проектирования и монтажа, чем позже рассчитываться человеческими жизнями - именно к такой мысли нужно подводить слушателей.
На сегодняшний день мы активно сотрудничаем с НИУ МЭИ, Новосибирским Государственным Техническим Университетом (НГТУ), Южно-Российским Государственным Техническим Университетом в г. Новочеркасск (ЮРГТУ НПИ), Санкт-Петербургским Государственным Техническим Университетом (СПбГТУ), Казанским Государственным Энергетическим Университетом (КГЭУ). Компания АББ участвует в создании большой лаборатории на кафедре "Автоматизированного электропривода" НИУ МЭИ и готовит к передаче стенды и оборудование для ряда других кафедр.
Итак, на наглядном примере мы убедились, что корпоративный университет - эффективный механизм продвижения качественных и инновационных решений в работу практиков отрасли. Кроме того, он отлично служит маркетинговым целям как производителя, так и компаний-партнёров, сотрудники которых приходят на занятия. Они получают возможность повысить квалификацию своих специалистов без привлечения внутренних ресурсов, предлагать своим клиентам лучшие решения, расширить сферу деятельности, то есть в конечном счёте - быть впереди конкурентов.
Последний вышедший номер
Адрес редакции: 117997, Москва, Профсоюзная ул., д. 65, оф. 360
Телефон: (926) 212-60-97.
E-mail: info@avtprom.ru или avtprom@ipu.ru
© ООО Издательский дом "ИнфоАвтоматизация", 2003-2024 гг.