Когда нет необходимости принимать решение, необходимо не принимать его.

Правило Фалькланда

 

Связь с редакцией
Рассылка новостей

Инжиниринг сегодня: продуманные решения на всём протяжении жизненного цикла продукции

03.09.2014 18:15

17 сентября 2014 г. в Санкт-Петербурге пройдет очередное заседание Инженерного клуба: "Инжиниринг сегодня: продуманные решения на всем протяжении жизненного цикла продукции". В преддверии этого события на вопросы журнала "Автоматизация в промышленности" отвечает председатель совета учредителей Инженерного клуба, академик Инженерной академии, председатель правления Кластера HiTech и Инжиниринга Северо-Западного федерального округа РФ, президент концерна R-Про Алексей Владимирович Кораблев.


Ключевые слова: инжиниринг, жизненный цикл продукции, автоматизация, информационные технологии.

Алексей Владимирович, пожалуйста, охарактеризуйте специфику деятельности инжиниринговой компании.

Кораблев А.В. На сегодняшний день инжиниринг важен, в первую очередь, в качестве драйвера развития отечественной промышленности в целом. В настоящее время существует значительный разрыв между уровнем развития промышленности в России и в странах, занимающих лидирующие позиции. Отставание некоторых наших отраслей стало столь критичным, что привело к неконкурентоспособности и фактическому уходу с рынка отечественных предприятий. Так, например, практически утеряно отечественное станкостроение. Для ликвидации сложившегося отставания необходима промышленная политика инновационного рывка, который позволит, как минимум, обеспечить нашей промышленности конкурентоспособные позиции, а как максимум (и именно такую цель необходимо ставить) - выведет промышленность в индустриальные лидеры. Здесь и должен сыграть свою роль инжиниринг, потому что инновационные инженерные решения могут служить катализатором повышения эффективности бизнеса. Если говорить о наиболее значимых сегодня инженерных компетенциях, то в свете описанной выше ситуации, необходимо выделить системный инжиниринг, как комплексный инструмент повышения эффективности на всех этапах жизненного цикла промышленной продукции.

С чего начинается проект по автоматизации? Какая подготовительная работа должна быть проведена на предприятии, какие мероприятия, предваряющие автоматизацию процессов, должны быть осуществлены?

Кораблев А.В. Для реализации проектов инновационного развития нашей промышленности и, в частности, проектов автоматизации, нужно четкое понимание бизнес целей и задач таких проектов. Внедрение новых технологий должно быть подчинено конкретным бизнес-целям, направленным на повышение экономической эффективности, рост конкурентоспособности, устойчивое развитие бизнеса.
Предварять автоматизацию должны моделирование и оптимизация процессов. Перед тем как внедрять новые технологии, необходимо продумать комплекс организационных мероприятий, позволяющих устранить потери в процессах, внедрить формы научной организации труда, концепцию бережливости. Инженерный клуб совместно с Институтом инновационных технологий в бизнесе проводил анализ применения методов и форм научной организации труда в промышленности. Мы получили ужасающие данные: в 90-е годы ХХ века на множестве предприятий отделы научной организации труда были ликвидированы, уровень производительности труда примерно на порядок ниже, чем на предприятиях тех же отраслей в Европейском союзе. Например, если в Европейском союзе концепция бережливого производства внедрена на более чем 95% промышленных предприятий, то в России - только около 30%. А между тем статистка показывает, что эффективный организационный инжиниринг и реинжиниринг может обеспечить практически без значительных инвестиций экономию до 20% от операционной себестоимости на предприятии. Это огромный резерв, который должны использовать наши предприятия. Перед тем как внедрять дорогостоящие нововведения, надо сначала собрать "низко висящие плоды". И пожиная эти плоды, можно получить средства для инвестирования в дальнейшие инновации.

Выделите основные болевые точки в области реализации проектов по автоматизации?

Кораблев А.В. Одной из проблемных сфер, которая присутствует как в наших инжиниринговых и промышленных компаниях, так и в экономике в целом, является управление рисками. Прогнозированию, мониторингу и управлению рисками в нашей экономике традиционно уделяется очень мало внимания. Полагаемся на "русский авось". У нас практически нет методологий риск-менеджмента промышленных проектов, нет комплексных моделей, систематизирующих и рассчитывающих воздействие рисков, не используются специализированное ПО. Отсюда целый букет проблем: от более низкого качества, срывов сроков и вплоть до техногенных катастроф. В этом одна из причин того, что наша промышленность имеет на финансовых рынках существенно более высокую стоимость привлечения кредитных денежных ресурсов, чем их конкуренты, например, в западных странах.

Мы обсудили проблемы, характерные для отечественных промышленных предприятий. А каковы проблемы присущи самим инжиниринговым компаниям?

Кораблев А.В. На мой взгляд, сложившаяся на сегодня ситуация - это определенный вызов для инжиниринговых компаний. Российские инженеры и конструкторы всегда славились возможностями генерации самых креативных идей. С другой стороны, уровень воплощения идей в технологии всегда отставал. В настоящий момент для отечественной экономики актуальны обе составляющие - нам нужен инжиниринг, который обеспечит развитие промышленности на всех этапах жизненного цикла создания и эксплуатации продукции. И нам нужен "передовой" инжиниринг, который станет локомотивом для вывода промышленности из отставания в индустриальные лидеры. Здесь нужны и креативные проектно-конструкторские идеи и эффективные технологии.

Расскажите о путях совершенствования инжиниринга и его влияния на развитие промышленности в целом.

Кораблев А.В. Важно, чтобы наши инжиниринговые компании мониторили передовые международные технологические достижения, учились лучшим практикам, создавали свои решения, ставили задачу достижения международного уровня качества.

На мероприятиях Инженерного клуба мы освящали результаты анализа развития международного рынка инжиниринговых услуг, который был проведен рядом аналитических организаций - Кластером HiTech и Инжиниринга, Институтом инновационных технологий в бизнесе, Центром стратегических разработок Северо-Запада. По мнению экспертов, в настоящее время этот рынок переживает фазу бурного роста и формирования глобальных центров компетенции. Например, в США и Европе складывается центр компетенции в области промышленного дизайна и наукоемких инжиниринговых проектов, совокупный доход в крупнейших международный инжиниринговых компаниях в 2011 г. составил 500…5000 млн. долл. США, в Китае (урбанизация, строительство инфраструктуры и развитие индустриализации) - 1000…5000 млн. долл. США, в странах Ближнего Востока (нефтедобыча и строительство) - 100…5000 млн. долл. США, в Индии (рынок оффшорного инжиниринга) - 100 млн. долл. США. В России же ситуация обстоит очень пессимистично, также как с Юго-Восточной Азией и Латинской Америкой. Крупных компаний по предоставлению инжиниринговых услуг в России нет, а доля научных исследований и опытно-конструкторских разработок (Research and Development, R&D) - составляет 0,7%. При этом мировой рынок инжиниринговых услуг активно формируется и растет темпами выше мировой экономики: 750 млрд. в 2012 г., а к 2020 г. прогнозируется 1,4 трлн. долл. США.

Российский инжиниринг обязательно должен найти свою нишу на глобальном рынке, должен предложить рынку продукцию и услуги мирового уровня. Это обеспечит и перспективы развития самого инжиниринга, а также станет движущей силой для всей промышленности в целом.

Как минимум сфера инженерных R&D должна стать сферой отечественной международной компетенции. У нас есть уникальные научно-исследовательские "заделы", которые мы можем использовать по целому ряду научных направлений и отраслей. Санкт-Петербург является крупнейшим в России инженерным центром, где сосредоточены известные в стране инжиниринговые компании, множество инженерных ВУЗов, НИИ и ПКБ, развитые инженерные службы на предприятиях. Именно поэтому Кластер HiTech и Инжиниринга СЗФО РФ, как объединение инжиниринговых и высокотехнологичных компаний Северо-Западного региона, организовал кластерный R&D центр INDARCS (Международный научный исследовательско-внедренческий центр моделе-регулируемого системного инжиниринга индустриальных архитектур) в области системного инжиниринга. Цель центра - организация в одном из основополагающих направлений инжиниринга инновационных международно-значимых научных исследований, имеющих прикладной характер, ориентированный на конкретные потребности нашей промышленности. INDARCS создан на базе университетов НИУ ИТМО, СПбГЭУ, ЛЭТИ и др., с привлечением глобальных вендоров инженерных решений (Dassault Systemes, IBM, iGrafx BPM и др.). Исследования центра ведутся в интересах конкретных предприятий, заинтересованных в инновационном развитии. Совсем недавно стартовало сотрудничество с Концерном "Гранит-Электрон", работающим в оборонной отрасли. В рамках комплексной программы R&D сотрудничества предприятиям Концерна будут предоставлены передовые методологии и решения в области организационного совершенствования и повышения производительности труда, управления жизненным циклом продукции, системного инжиниринга и др.

Мы видим в этом пути перспективу, как для российского инжиниринга, так и для отечественной промышленности.

Каковы основные задачи очередного заседания Инженерного клуба?

Кораблев А.В. В свете вышесказанного Инженерный клуб посчитал важным на очередном заседании рассмотреть передовые инженерные технологии на всем жизненном цикле продукции. На заседании будут представлены решения глобального лидера в области инженерных решений Dassault Systemes. Продукция Dassault - это не столько передовые системы CAD/CAM/CAE, PDM/PLM, MES, сколько единая интеграционная платформа системного инжиниринга 3DExperience для инновационного развития бизнеса. Мы познакомимся с этими решениями на заседании, узнаем опыт их успешного применения, обсудим перспективы развития отечественного инжиниринга и промышленности, проведем дискуссию по наиболее актуальным вопросам.

Интервью

Адрес редакции: 117997, Москва, Профсоюзная ул., д. 65, оф. 360
Телефоны: (495) 334-91-30, (926) 212-60-97.
E-mail: info@avtprom.ru или avtprom@ipu.ru

© ООО Издательский дом "ИнфоАвтоматизация", 2003-2018 гг.

Rambler`s Top100 Rambler`s Top100
Рейтинг@Mail.ru
РассылкиSubscribe.Ru
Автоматизация в
промышленности