Конкуренцию никак нельзя соединить с планированием, не ослабляя ее как фактор организации производства.
Фридрих Август фон Хайек
Конкуренцию никак нельзя соединить с планированием, не ослабляя ее как фактор организации производства.
Фридрих Август фон Хайек
Использование карт на сайтах Яндекс и Google давно уже стало привычным, и такие действия как "найти объект по названию или адресу", "посмотреть информацию по объекту на карте" вряд ли вызовут затруднения.
Но,скорее всего,ваше обращение к картографическим ресурсам не ограничивается только этими сайтами. Наверняка случалось заходить и на сайты государственных органов, где для картографических материалов выделяются специальные разделы или создаются отдельные интернет-ресурсы. Например, сайт федеральной ГИС территориального планирования www.fgis.economy.gov.ru, или инвестиционный портал Ленинградской области www.lenoblinvest.ru. Как правило, их можно разделить на тематические и геопортальные. Под тематическим будем понимать геоинформационный ресурс, в котором представлены материалы по какой-то конкретной тематике (пример - www.nwroads.ru).
Геопортал, как правило, - более комплексное решение, в котором могут быть выделены тематические разделы, но в целом, - он представляет собой свод картографических материалов, которыми может управлять пользователь (например - www.geoportal43.ru). Геопортальные решения востребованы, когда задачи анализа пространственных данных не ограничены какой-либо одной тематикой. Изменяющиеся задачи требуют наличия инструмента для гибкой настройки представлений данных на карте - состава слоев, сведений об объектах, аналитических данных и способа их представления и т.п.
Пожалуй, ещё можно выделить как разновидность интерактивные карты. По сути это не полноценные картографические материалы, а схемы. В данном обзоре они рассматриваться не будут.
Состав функций, доступных пользователю, определяется исходя из вида ресурса и его тематики. Можно выделить базовый (стандартный) набор функций, присутствующих в геоинформационных ресурсах. При этом в тематических сайтах базовый набор часто представлен в сокращенном виде по сравнению сгеопорталами. Давайте рассмотрим базовый набор и проанализируем варианты реализации.
Подключение к карте информационных слоев. Практически для всех геоинформационных ресурсов состав слоев, предоставляемых пользователю, определяется заранее.
Настройка последовательности отображения слоев. Стандартная функция для геоинформационных ресурсов. Однако на многих тематических сайтах она отсутствует, поскольку состав слоев ограничен и нерасширяем.Порядок следования слоев в этом случае задан по умолчанию настройками администрирования системы или зашит в код. Для ряда ресурсов такая функция не востребована, так как объекты на карте представляются с помощью точек, для которых порядок следования неважен, поскольку чаще всего перекрытия точечных объектов не возникает. Используется для ресурсов, предоставляющихвозможность самостоятельно определить состав и порядок представления анализируемых данных. Необходимо учесть, что если к отображению на карте подключена группа слоев, предоставляемая одним геосервисом, то изменить порядок следования слоев внутри группы не удастся. Порядок в этом случае определяется настройкой сервиса (при публикации на ГИС-сервере).
Настройка прозрачности слоев. Стандартная функция для геоинформационных ресурсов. Однако на многих тематических сайтах отсутствует, так как из слоев предоставляются только картографические подложки (причем не накладываемые друг на друга, а выбираемые одна из нескольких) и точечные объекты, для которых прозрачность не определяется. Функция используется для тех ресурсов, где требуется самостоятельно определить состав, порядок представления и одновременную видимость анализируемых данных, лежащих в разных слоях (объекты в слоях могут перекрывать друг друга). Встречающиеся минусы реализации - отсутствие возможности управлять видимостью отдельного слоя, только группой слоев.
Поиск объектов и просмотр результатов поиска. Для поиска используется строка поиска или специализированные формы, позволяющие найти информацию по тематике ресурса. Например, в Публичной кадастровой карте поиск в строке выполняется по кадастровому номеру, адресу или координате. Результаты поиска представляют собой перечень найденных объектов; выбор объекта в результатах позволяет получить информацию о выбранном объекте. Встречающиеся минусы реализации - на большинстве ресурсов, несмотря на подключенные слои, поиск выполняется только по конкретным слоям и атрибутам объектов; в результатах поиска предоставляется информация предопределенного состава и формы отображения (зашита в коде). Изменение формы поиска и карточки (окна) с информацией по объекту потребует внесения изменений в код системы.
Получение информации по объекту. Функция похожа на поиск, позволяет при клике на объект получить информацию об объектах в выбранной точке. Если на карте опубликованы несколько информационных слоев, то в окно информации по выбранной точке могут попасть объекты, лежащие в разных слоях. Объекты могут быть выбраны не точкой, а полигоном, контуры которого вы задаете на карте.В этом случае в результаты поиска попадают объекты в слоях в пределах выбранного контура. Можно выделить два основных подхода к представлению результатов информации:
Инструменты измерений. Позволяют определить расстояния между двумя точками или площадь участка, заданного пользователем. Предоставляются практически на всех ресурсах, однако назначение этой функции не понятно - расстояние между двумя точками, например, населенными пунктами, определенное отрезком, не позволяет определить протяжённость дороги в километрах и временны?е затраты на дорогу. Измерение площади тоже будет весьма неточным, так как полигон будет задан, скорее всего, примерно, на самой карте могут быть загрубления, да и вопрос к точности инструмента измерения остается.
Возможность печати. Присутствует на большинстве ресурсов, формирует слепок с настроенного на экране изображения.
Как уже было сказано в начале обзора, во многих тематических ресурсах базовые инструменты по управлению пространственными данными не использованы, поскольку назначение этих ресурсов - представить обзорную, предварительную информацию. Это сродни интернет-сайтам компаний, которые классифицируются как "визитная карточка". То есть информация "презентационного" плана, по одной конкретной тематике. Сам ресурс имеет функционал показа информации, а не ее активного использования.
Другое дело - геопорталы или, вернее, геоинформационные ресурсы, предназначенные для решения разнообразных задач. Именно для таких ресурсов предлагаем рассмотреть следующие подходы, которые были реализованы в геоинформационной системе поддержки принятия решений "РАКУРС", разработанной АО "НЕОЛАНТ".
Последний вышедший номер
Адрес редакции: 117997, Москва, Профсоюзная ул., д. 65, оф. 360
Телефон: (926) 212-60-97.
E-mail: info@avtprom.ru или avtprom@ipu.ru
© ООО Издательский дом "ИнфоАвтоматизация", 2003-2024 гг.