Фантастика литературного замысла уступила… фантастике мысли, научных дерзаний. Но от этого действительность не стала менее фантастической.
Б.П. Коноваленко
Фантастика литературного замысла уступила… фантастике мысли, научных дерзаний. Но от этого действительность не стала менее фантастической.
Б.П. Коноваленко
Сталкиваясь с непредвиденными трудностями в преддверии 2021 года, многие компании пытаются оценить, как оптимизировать бизнес-процессы и ускорить рост в новом году. Пандемия COVID-19 для некоторых отраслей стала настоящим ударом, и ее сдерживающее влияние будет ощущаться и в следующем году. Для других она, наоборот, послужила катализатором развития ключевых технологий, с помощью которых компании смогут добиться поставленных целей в будущем. Возможность интегрировать новые технологические решения для поддержания бизнеса и его рентабельности, а также оптимизации рабочих процессов, чтобы справляться с постоянными пиковыми нагрузками и сбоями в цепочке поставок, — это ключевой критерий, по которому и далее будет оцениваться успешность компании.
Из-за пандемии развитие уже привычных нам тенденций стало еще стремительнее, особенно в области электронной коммерции, автоматизации и оптимизации цепочек поставок. В этом контексте стоит упомянуть варианты покупки в Интернете с самовывозом из магазина, доставки из магазина и распространения через небольшие центры обработки заказов, находящиеся в шаговой доступности. Мы смогли воспользоваться этими возможностями благодаря технологическим инновациям, таким как Интернет вещей, облачные вычисления и динамическое интеллектуальное планирование.
Компании начали больше инвестировать в технологии интеллектуальной автоматизации, включая робототехнику и искусственный интеллект (ИИ), а также в решения для машинного обучения и предписывающей аналитики. Для компаний, которые хотят обучить своих сотрудников, работающих непосредственно с клиентами, быстро принимать взвешенные решения, такие технологии должны стать приоритетными в 2021 году.
Ускорение автоматизации розничной торговли по всей цепочке поставок — от магазинов и складов до дистрибьюторских центров — было вызвано спросом на доставку напрямую потребителям, особенно на доставку по требованию, вследствие чего курьерские службы были вынуждены работать на износ даже в те периоды, которые раньше не были пиковыми. Вследствие этого значительно вырос спрос на автоматизацию рабочих процессов, поскольку именно так можно удовлетворить потребности клиентов, а также повысить эффективность работы.
Далее мы более подробно расскажем о том, какие тенденции развития корпоративных технологий будут актуальны в 2021 году.
Компьютерное и машинное зрение
Современные решения в области компьютерного и машинного зрения позволяют более точно отображать физическую среду компании независимо от отрасли.
Благодаря данным, собранным с помощью систем компьютерного зрения, такие решения могут визуально интерпретировать и анализировать происходящее на глубинном уровне и в более широком контексте. Компьютерное зрение может составить конкуренцию человеческим возможностям и, к примеру, улучшить контроль складских запасов и обслуживание в магазинах. А если использовать для таких технологий различные источники данных, то можно автоматизировать процесс принятия решений и помочь руководителям лучше понимать процессы в своей компании и действовать эффективнее.
Машинное зрение — это реализация методов компьютерного зрения, в частности визуальных, для выявления и оценки аномалий. Иными словами, это технологии, которые позволяют точно проверять качество изготовления и соответствие технологическим стандартам, а также обеспечивать высокий уровень повторяемости. Машинное зрение уже много десятилетий применяется на производственных линиях для контроля качества деталей и процесса сборки. Используемые в машинном зрении сенсорные и вычислительные технологии становятся все более функциональными и экономичными, поэтому сфера их применения расширяется. Например, с их помощью можно в реальном времени обрабатывать трехмерные изображения для выполнения более сложных задач проверки.
Благодаря умению фиксировать, обрабатывать и интерпретировать данные, а также выполнять действия на их основе системы с компьютерным и машинным зрением могут помочь справиться с насущными проблемами, которые угрожают стать ресурсоемкими задачами. Именно поэтому вопрос автоматизации рабочих процессов с помощью компьютерного и машинного зрения будет актуален в 2021 году.
Интеллектуальная автоматизация с применением ИИ и робототехники ИИ применяется в решениях для взаимодействия с потребителями на естественном языке, таких как виртуальные ассистенты Alexa и Siri. Со временем эти системы учатся не только более точно распознавать голос, но и понимать сказанное, включая контекст и персональные предпочтения говорящего. В свою очередь, компании используют технологию обучения на основе ИИ для оптимизации своих рабочих процессов, например, доставки и обслуживания клиентов. ИИ может совершенствоваться, чтобы рекомендовать наилучшие действия по исправлению ситуации. Это особенно важно для динамичных отраслей, где задействовано большое количество работников, например, в розничной торговле, на складах, производстве и в медицинских учреждениях.
Многие из этих технологических тенденций ускоряют развитие инноваций и повышают рентабельность решений в области автоматизации. Компьютерное зрение, облачные технологии, ИИ и недорогие инструменты для вычислений — все это способствует росту популярности робототехники. Многие компании занимались и занимаются инвестированием в средства автоматизации, потому что хотят более эффективно производить продукты со стабильно высоким качеством. Тенденция задействовать робототехнику в рабочих процессах наблюдается и во многих специализированных отраслях. А тем компаниям, которые еще этого не сделали, стоит подумать о том, чтобы полностью перейти на робототехнические решения либо использовать их в качестве помощников для сотрудников.
Ожидается, что в некоторых технологических процессах в 2021 году гибридная модель (при которой техника помогает людям выполнять определенные задачи) будет более популярна, чем полная автоматизация. Конечно, предложения модернизировать производство и перейти от ручного труда к полной автоматизации звучат заманчиво, однако не стоит бежать впереди паровоза. В ближайшей перспективе это будет происходить в гибридном формате и на производстве будут работать обе группы — люди и роботы (коллаборативные роботы, или «коботы»). То есть на данный момент роботы не могут полностью заменить людей.
Автоматизация розничной торговли и управления складом
Из-за популярности онлайн-покупок в 2020 году сфера электронной коммерции начала развиваться семимильными шагами, и, согласно прогнозам, на нее будет приходиться 28% сетевых розничных продаж во всем мире. В свою очередь, переход на онлайн-торговлю ускорился примерно на три года, что вынудило владельцев быстро оптимизировать работу своих розничных магазинов, выполнение заказов и логистику для повышения производительности, поскольку им пришлось столкнуться с проблемами рентабельности, связанными с электронной коммерцией.
Оптимизация розничной торговли стала возможной за счет автоматизации физического труда и поддержания стационарной инфраструктуры, построенной на основе таких средств отслеживания, как система радиочастотной идентификации (RFID), полочные камеры и компьютерное зрение.
Благодаря автоматизации физического труда, RFID и технологиям термочувствительных датчиков, а также расширению парка робототехники (в том числе коботов, с которыми непосредственно взаимодействуют люди) можно оптимизировать рабочие процессы на складах, в цепочке поставок и в сфере электронной коммерции. К примеру, с помощью таких интеллектуальных решений для измерения температуры, как HEATmarker и FREEZEmarker можно выяснить, влияли ли на вакцины или лекарства потенциально опасные условия, которые могут привести к снижению их эффективности или безопасности.
Анализ данных и предписывающая аналитика
Спрос на большую прозрачность и эффективное интеллектуальное планирование продолжает расти. Данные — бесценный актив, мощь которого раскрывается только в том случае, если квалифицированный специалист использует его в правильное время для достижения определенного результата.
Для задач предписывающей аналитики данные собираются практически в реальном времени, что значительно повышает эффективность работы и позволяет принимать взвешенные решения. Часто для аналитики в компаниях используются исторические данные, из-за чего возникают трудности при внедрении новых источников потоковых данных в прогнозирующие модели, на основе которых в реальном времени принимаются решения и определяются результаты.
Решения интеллектуального планирования и предписывающая аналитика используются для различных целей, в том числе в работе с кадрами, материально-техническими ресурсами и при выполнении заказов, помогая решать ключевые задачи управления и позволяя более эффективно работать в условиях новых стандартов. Возможность планировать свою деятельность в текущий момент и использовать данные, чтобы спрогнозировать операционные и бизнес-решения в реальном времени, станет новым требованием для предприятий, и его значимость в 2021 году будет только расти. Если объединить данные о клиентах и материально-технических ресурсах с другими внешними источниками, можно будет в реальном времени соотносить планы с тенденциями. Это крайне важно для тех инновационных компаний, которые хотят перейти от режима реагирования к режиму упреждающих изменений.
Стремление к большей прозрачности повышает интерес к интеллектуальному планированию, решениям в области автоматизации и предписывающей аналитики в нашей отрасли. Учитывая то, как быстро меняется жизнь, способность действовать более гибко стала определяющей в сферах розничной торговли, транспорта и логистики, производства и здравоохранения. Поэтому теперь интеллектуальная автоматизация играет важную роль при планировании работы с кадрами, материально-техническими ресурсами и при выполнении заказов.
Последний вышедший номер
Адрес редакции: 117997, Москва, Профсоюзная ул., д. 65, оф. 360
Телефон: (926) 212-60-97.
E-mail: info@avtprom.ru или avtprom@ipu.ru
© ООО Издательский дом "ИнфоАвтоматизация", 2003-2025 гг.