В каждой дискуссии возможно зарождение идеи в виде злаков или сорной травы; необходимо во время поливать первое и пропалывать второе.
В каждой дискуссии возможно зарождение идеи в виде злаков или сорной травы; необходимо во время поливать первое и пропалывать второе.
Компания Schneider Electric, мировой лидер в предоставлении цифровых решений в области управления электроэнергией и автоматизации, совместно с проектом об устойчивом развитии +1, провела исследование, призванное определить уровень внедрения практик устойчивого развития в российских компаниях и выявить общие тренды устойчивого развития в различных отраслях российской экономики за 2019–2020 годы. В ходе исследования была изучена деятельность в разрезе устойчивого развития более 100 компаний из 8 отраслей на основании открытых источников, количественного опроса сотрудников компаний и глубинных интервью с представителями бизнеса и экспертами.
Результаты были представлены президентом компании в России и странах СНГ Йоханом Вандерплаетсе и вице-президентом по стратегии, инновациям и региональному развитию в России и СНГ Арменом Бадаловым в рамках пресс-конференции накануне Innovation Summit Moscow 2021, который пройдет с 27 по 29 апреля 2021 года в ЦВК «Экспоцентр» в Москве.
За последние несколько лет устойчивое развитие утвердилось в списке наиболее обсуждаемых российским бизнесом тем наравне с цифровой трансформацией. Принципы и практики устойчивого развития все чаще внедряются в операционные процессы российских компаний и учитываются при стратегическом планировании. Исследование, проведенное Schneider Electric совместно с проектом об устойчивом развитии +1 это отражает.
«Результаты нашего исследования подтверждают прогресс российских компаний в области устойчивого развития, который мы наблюдаем, работая с нашим заказчиками и партнерами. Данное исследование позволило выявить тенденции, которые будут определять повестку в области устойчивого развития российского бизнеса, и мы рассчитываем, что оно станет полезным инструментом для разработки новых программ и стратегий в этой области. Российский рынок демонстрирует готовность к системной работе по обеспечению устойчивого развития, и мы будем рады поддержать бизнес на этом пути», — прокомментировал Йохан Вандерплаетсе.
Результаты исследования представили следующую информацию
I. Устойчивое развитие в российских компаниях выходит на новый стратегический и управленческий уровень
Вопросы устойчивого развития становятся для российских компаний стратегически важными: 96% опрошенных компаний уже учитывают принципы устойчивого развития при формировании бизнес-стратегии, а у 92% либо уже существует, либо находится в стадии разработки отдельная стратегия в этой области. Более того, наблюдается активная вовлеченность руководителей компаний: 85% опрошенных подтверждают, что советы директоров их компаний в том или ином виде включены в рассмотрение вопросов устойчивого развития, а у 98% компаний существуют топ-менеджеры, ответственные за это направление.
В целом можно отметить смену формального подхода, при котором программы в области устойчивого развития существуют обособленно от основной деятельности, интегральным, при котором работа ведется в тесной привязке к бизнесу компании с учетом его специфики, отраслевой и географической принадлежности.
II. Экологическая повестка вышла на первый план, акцент все больше смещается в сторону борьбы с изменением климата
По мнению многих представителей компаний и экспертов, тема экологии является для российского бизнеса на данный момент приоритетной: абсолютное большинство (90%) опрошенных отмечают, что их компании включены в повестку по борьбе с изменением климата, при этом более половины из них сообщают, что данная деятельность в их компании ведется системно. Это обусловлено повышенным вниманием государства и общественности к вопросам изменения климата, а также подписанием Россией Парижского соглашения по климату.
Также на их подход к данному вопросу влияют законодательные изменения в области контроля за выбросами парниковых газов в ЕС и других развитых странах и более глубокой мониторинг климатических рисков.
III. Наблюдается значительное усиление требований стейкхолдеров в отношении раскрытия информации по учету факторов ESG (Environmental, Social, Governance)
В последние несколько лет к бизнесу существенно возросли требования в части раскрытия и глубины проработки информации об устойчивом развитии. На этом фоне многие российские компании стали готовить нефинансовые отчеты. Согласно опросу, 55% компаний-респондентов уже сейчас выпускают такие отчеты, а 35% включают информацию об устойчивом развитии в свой годовой отчет. Более того, как признают опрошенные, детализация выпускаемых отчетов с каждым годом становится выше.
Участники глубинных интервью отметили: высокую планку в раскрытии ESG-информации задают инвесторы, что критично для публичных компаний. Однако есть и другие важные факторы: для одних компаний подобные отчеты являются способом взаимодействия с клиентами и сотрудниками, для других — обеспечивают потенциально доступ к «зеленым» и социальным финансовым инструментам.
IV. Цифровизация оказала значительное влияние на бизнес в 2020 году, в том числе в области устойчивого развития
Ускоренная цифровизация российского бизнеса в 2020 году, как и тренд на цифровизацию бизнес-процессов в целом, коснулись и устойчивого развития. Согласно опросу, 95% компаний используют инструменты цифровизации для реализации программ в области устойчивого развития, 18% подтолкнула к цифровизации пандемия. Некоторые эксперты и представители бизнеса считают, что существует связь между степенью готовности компании применять инновационные решения и уровнем внедрения принципов устойчивого развития: то, насколько бизнес способен адаптироваться к изменениям, отражается на всех аспектах его деятельности, а справиться с большим пластом задач в области устойчивого развития в будущем без внедрения инноваций будет практически невозможно.
V. Пандемия сместила акценты, но не повлияла на стратегию и цели компаний-лидеров в области устойчивого развития
87% представителей компаний, принявших участие в опросе, называют пандемию COVID-19 фактором, который в наибольшей степени повлиял на деятельность компании в области устойчивого развития в 2020 году. Более половины респондентов отмечают, что компании пришлось пересмотреть свои направления и программы и перераспределить ресурсы. Ключевой темой стали здоровье и безопасность сотрудников: именно ее на первое место поставили участники опроса (74%). Среди других приоритетов, связанных с пандемией: обеспечение экономической стабильности, поддержка местных сообществ и учреждений социально-медицинского назначения, психологическая устойчивость персонала. При этом только 17% респондентов указывают, что их компания была вынуждена сократить бюджет, выделенный на программы в области устойчивого развития, столько же компаний увеличили бюджет.
VI. Российские компании все больше диверсифицируют направления своей деятельности в рамках концепции устойчивого развития
Когда практики в области устойчивого развития только зарождались, акцент программ российского бизнеса был смещен в сторону социальных вопросов, связанных с безопасностью, мотивацией сотрудников, благотворительностью и т.д. Позднее на первый план вышли проблемы изменения климата. Сейчас же на повестке появляются новые вопросы и темы, которые ранее не поднимались бизнесом на серьезный уровень. Среди таких тем — ответственная цепочка поставок и права человека. 62% опрошенных указали, что в их компаниях реализуются программы, связанные с правами человека, разнообразием и равными возможностями. 44% подтвердили, что реализуют программы по выстраиванию ответственной цепочки поставок. Возросший интерес и ожидания стейкхолдеров в направлении этих тем подтверждают в интервью и эксперты, и представители компаний-лидеров.
VII. Практика содействия достижению ЦУР ООН в российских компаниях пока остается довольно формальной
95% опрошенных компаний разделяют стремление мирового сообщества к достижению ЦУР ООН, при этом около половины — ведут системную деятельность по этому направлению. Тем не менее, исследование показало, что многие компании, за исключением единичных лидеров и некоторых российских представительств международных компаний, проявляют желание соответствовать мировому тренду по форме, но не по сути: они по большей части подводят свою деятельность под ЦУР ООН, а заявленные KPI нередко имеют весьма обтекаемую форму. Одной из ключевых причин такого формального подхода является недостаточная проработка способов достижения ЦУР ООН на уровне государства и отсутствия каскадирования данных целей на бизнес.
В рамках подготовки отчета было изучено более 100 компаний из 8 отраслей: нефть и газ, металлургия и горная добыча, химия и нефтехимия, электроэнергетика, пищевая промышленность, ритейл, информационно-коммуникационные технологии и фармацевтика. Исследование проводилось в три этапа:
Последний вышедший номер
Адрес редакции: 117997, Москва, Профсоюзная ул., д. 65, оф. 360
Телефон: (926) 212-60-97.
E-mail: info@avtprom.ru или avtprom@ipu.ru
© ООО Издательский дом "ИнфоАвтоматизация", 2003-2024 гг.