Недостаточно только иметь хорошие средства автоматизации, главное – грамотно объединить их в единую систему.

 

Связь с редакцией
Рассылка новостей

Внедрять или не внедрять? Пять мифов о проблемности MES

25.07.2024 23:41

И. Балашов (Компания К2Тех)

Внедрять или не внедрять? Пять мифов о проблемности MES

По данным исследования ИТ-компании К2Тех, более 30% предприятий считают MES одной из наиболее перспективных систем для цифровизации производственных процессов. При этом данный класс решений по-прежнему не используется повсеместно на производствах. Рассмотрены причины, сдерживающие промышленные предприятия от внедрения MES, обоснованность этих сомнений и возможные пути решения возникающих проблем.
Ключевые слова: MES, внедрение, импортозамещение, промышленные предприятия.


Высокая стоимость внедрения
Если посмотреть на стоимость внедрения систем класса MES в абсолютных цифрах, может показаться, что это действительно стоит недешево. В среднем размер контракта может достигать 1…3% годовой выручки предприятия (сильно зависит от размеров и выручки предприятия). Однако если сравнить экономию или повышение производительности, которая достигается после автоматизации процессов, окажется, что эти вложения достаточно быстро окупаются. Почему-то мало кого смущает тот факт, что нередко предприятия теряют 2…4% выручки (иногда даже больше) из-за бракованной продукции. При этом MES способна сигнализировать команде о проблеме в самом начале. Это позволяет вовремя приостановить процесс, устранить неполадки, тем самым сэкономив сырье и производственное время, и за счет этого снизить объем брака вплоть до 99%.

В нашей практике был пример, когда внедренная MES окупила себя за полгода благодаря грамотно настроенной системе оперативного планирования. До внедрения планирование осуществлялось специалистом вручную, и у него не всегда получалось оптимально объединять заказы, чтобы отдавать их в производство. После установки системы предприятию удалось эффективно выстроить загрузку рабочих центров, снизить число переналадок, уменьшить объем незавершенного производства. В результате объем производимой продукции вырос с 10 до 12 тонн. При этом срок отгрузки сократился с трех месяцев до двух.


Профессионалов не осталось
Недоверие к ИТ-интеграторам со стороны производственников – достаточно распространенная ситуация. И она вполне объяснима. Одна из причин – классическое разделение производственного и ИТ-контуров. Даже если внедренец имеет большое портфолио проектов в определенной отрасли (тем более в классическом ИТ), это не всегда означает, что он сходу решит проблемы конкретного предприятия. Даже несмотря на использование одинаковых технологий, оборудования, каждая организация работает по-разному. Очень важно, чтобы внедренец имел ресурсы для проведения аудита, а сотрудники предприятия – время и готовность обсуждать возможности подбора оптимального решения под конкретное производство.

На что обратить внимание для решения этой проблемы? Во-первых, очень важно, чтобы в команде внедренца были люди, которые разбираются в производственных процессах и могут говорить с сотрудниками предприятия на одном языке. Во-вторых, стоит обратить внимание на экспертизу сотрудников подрядчика в целом. При грамотной постановке задач опытный внедренец найдет способ автоматизировать конкретное производство, так как обладает большим арсеналом инструментов и насмотренностью. В-третьих, команды заказчика и подрядчика должны постоянно обмениваться информацией друг с другом и ответственно подходить к каждому этапу совместных работ: от обследования и формирования технического задания до принятия работ и подписания акта (хотя на самом деле подписанием акта внедрение не заканчивается, поскольку совместная работа над возможными изменениями и улучшениями только начинается). Чем более тесным будет взаимодействие, тем лучше окажется конечный результат.


Сложность интеграции с существующими системами
Эта проблема возникает в основном с закрытыми системами, потому что в остальных случаях, если у ИТ-системы есть какой-то производитель, с ним, как правило (хоть и не всегда), можно договориться и получить нужную информацию для решения возникающих вопросов. Также сейчас на рынке сложилась ситуация, при которой контроллеры, используемые на производстве, запрограммированы и закрыты ушедшими вендорами. И здесь могут возникнуть сложности.

Хорошая новость заключается в том, что эти сложности тоже решаемы. Обычно существует какое-то взаимодействие этих закрытых систем с внешним миром. И в одних случаях с помощью реверс-инжиниринга, в других – подбором выясняется, как все устроено. Мы по-прежнему не можем управлять контроллером, но мы снова можем с ним взаимодействовать точно так же, как и взаимодействовали ранее, то есть сохранить его полную функциональность.

Также иногда со стороны заказчика можно услышать опасения, что внедренец вмешается в систему и «все сломает». В этой связи очень важно решать проблему вместе с внутренней командой заказчика, чтобы минимизировать риски сбоев или их последствия.


Функциональность не дотягивает до западного уровня
Многие думают, что российский аналог того или иного решения обязательно должен полностью повторять функциональность зарубежного продукта. В реальности спектр возможностей зарубежных MES-платформ очень большой, а в работе конкретного предприятия используются функциональность только на 1…10% от возможного.

Поэтому на практике, когда мы проводим обследование перед внедрением новой системы, мы выясняем, чем и как на самом деле пользовались сотрудники заказчика ранее, а что не использовали совсем. И конкретно под эту функциональность составляем решение, которым можно пользоваться “как раньше” и которое можно будет развивать при необходимости. Могу сказать, что в 99% случаев под любые задачи можно найти необходимые технологии российской разработки и кастомизировать их под клиента.

Сложность описания текущих процессов и непонимание будущих
Для решения этой проблемы важно, чтобы сложились воедино несколько факторов. Во-первых, заказчик должен быть максимально открытым при коммуникации с внедренцем и рассказать об особенностях работы своей компании, дать возможность поговорить с персоналом – конкретными пользователями будущей системы. Во-вторых, со стороны внедренца в команде должны быть аналитики и люди, знакомые с производством в принципе, которые смогут понять, о чем идет речь, и грамотно донести информацию до своих коллег, которые занимаются ИТ.

В-третьих, самым важным является то, чтобы заказчик понимал, какого конечного результата он хочет добиться от внедрения. Например, это может быть желание минимизировать объем брака или сократить цикл производства. Можно не понимать, как будут выстроены процессы в будущем, но если есть конкретная цель, то путь к ней всегда можно проложить.

В целом внедрение MES предоставляет окно возможностей, и каждое из предприятий само решает, воспользоваться им или нет. Но в условиях постоянных перемен, в которых мы сегодня живем, организации в один момент может понадобиться быстро нарастить темпы производства, а в другой – не производить по инерции миллионы единиц продукции, которая не сможет быть продана по тем или иным причинам. Плюс постоянно вводятся новые законодательные требования, например закон о маркировке или требования к прослеживаемости, с учетом которых предприятие должно быстро перестраиваться, если хочет оставаться в бизнесе. MES как раз и обеспечивает предприятию мобильность с точки зрения управления производством, чтобы бизнес был готов ко всем этим вызовам.


Балашов Иван – руководитель направления цифрового производства К2Тех.
 

Мнение специалиста

Адрес редакции: 117997, Москва, Профсоюзная ул., д. 65, оф. 360
Телефон: (926) 212-60-97.
E-mail: info@avtprom.ru или avtprom@ipu.ru

© ООО Издательский дом "ИнфоАвтоматизация", 2003-2024 гг.

РассылкиSubscribe.Ru
Автоматизация в
промышленности