Необходимость исключает выбор, но лучший выбор тот, который вызван необходимостью.
Необходимость исключает выбор, но лучший выбор тот, который вызван необходимостью.
Что такое OEE, или общий показатель эффективности оборудования, ещё год назад на Череповецком фанерно-мебельном комбинате знали только два человека. Сегодня для одного из крупнейших деревообрабатывающих предприятий России это не просто термин, а реальный показатель с ростом в 10 п. п. Илья Радченко, генеральный директор компании, рассказал, как самая непрозрачная бизнес-функция ТОиР превратилась из узкого места в зону роста и какую роль в этом сыграло EAM-решение 1С:ТОИР КОРП.
Почему ТОиР — черный ящик
В прошлом году Череповецкий фанерно-мебельный комбинат запустил комплексный проект цифровой трансформации бизнес-процессов. Он начался с реорганизации структуры ремонтной службы, а также построения единой экосистемы ИТ-решений на платформе «1С:Предприятие». На данный момент компания реализует три проекта цифровизации. Два из них начались в прошлом году — это внедрение «1С:ERP Управление предприятием» и EAM-решения «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования КОРП» с привлечением команды Деснола, разработчика и интегратора программного продукта. В этом году началось внедрение 1С:ЗУП и планируется интеграция с 1С:ТОИР КОРП и мастер-системой.
По мнению Ильи Радченко, генерального директора АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» (далее — Череповецкий ФМК), работа над повышением эффективности ремонтных служб — наиболее интересный проект. Здесь практически нет бенчмарка по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) оборудования в отличие от финансов, продаж, закупок или логистики, показатели по которым можно сравнить с конкурентами или лучшими практиками на рынке. Многие предприятия бюджет на ТОиР, как правило, планируют ретроспективно: взяли данные прошлого года и приплюсовали инфляцию. Еще берут +10% тонн продукции и прибавляют этот процент к бюджету.
«ТОиР — это черный ящик любого промышленного предприятия. Затраты на него — вторая или третья по величине статья расходов. При планировании бюджета данные здесь, как правило, основаны на личном опыте главного инженера или технического директора, которые всегда готовы объяснить, почему у станка много простоев, а подшипники больше не выпускают, — говорит Илья Радченко. — В итоге если вы и можете сделать бенчмарк, то только внутренний: сравнить себя с самим собой в прошлом. При этом не всегда ремонты являются переменной, составляющей себестоимость продукции. Часто это условно-постоянные расходы. Как все это выстроить в понятную и прозрачную картину? Начать все досконально считать и планировать — простои, работу, людей».
История про бедность
Как показывает практический опыт топ-менеджера, порядка 90% ремонтных служб считают, что им всегда не хватает денег. Однако объем выделяемых средств не является причиной дефицита фондирования. Причина — в отсутствии культуры планирования, которая должна не только учитывать опыт сотрудников и данные прошлого года, но и основываться на трех главных китах — людях, процессах и технологиях.
Здесь показательна история компании Toyota, которая в послевоенном мире и стране, лишенной ресурсов, начала развивать концепцию бережливого производства, применять принцип «Дзидока» Сакити Тойода и метод «5 почему». Есть еще два подхода, которые позволяют внедрять изменения, в том числе для повышения эффективности ремонтной деятельности. Первый — авторитарный, когда руководитель компании контролирует каждый шаг на пути к изменениям, используя административные рычаги влияния. Второй — вовлечение в происходящие изменения персонала, как это произошло и с компанией Toyota. Череповецкий ФМК выбрал именно этот путь.
«Для нас важно, чтобы каждый сотрудник стал хозяином положения. Людей нужно сделать своими сообщниками, провести тотальное обучение, организовать регулярные встречи в рабочих клубах, начать разговаривать на одном языке, привлекать, если нужно консультантов, находится в едином информационном поле, рассказывать об опыте ключевых участников проекта в корпоративной газете и объяснять, как результат повлияет на работу и рост качества жизни каждого, — рассказывает Илья Радченко. — Мы знаем на личном опыте, что все это помогает достигать эффективности. Что такое OEE (от англ. Overall Equipment Effectiveness — общая эффективность оборудования) еще год назад на нашем заводе знали только два человека, сегодня этим показателем не только оперирует большинство сотрудников, но и предприятие в целом: с момента старта проекта цифровой трансформации OEE вырос на 10 п. п.».
Акцент на процессы
Ещё одним промежуточным показателем эффективности стал рост организационной эффективности у 25% ремонтного персонала. Еще до старта проекта руководство компании заручилось поддержкой членов совета директоров в том числе в вопросах реорганизации структуры ремонтной деятельности и оптимизации трудозатрат. Так, комбинат ушел от классической оргструктуры к структуре, симметричной производству, когда начальник ТОиР становится визави начальнику цеха и отвечает за обслуживание и ремонт оборудования в конкретном цеху.
Всего таких цехов на предприятии три и в каждом — свой начальник ТОиР и начальник цеха. При этом у начальника ТОиР находятся в управлении ремонтный персонал, а также инженеры по планированию и надежности — новые единицы в штатном расписании комбината.
«Начальнику цеха больше не нужно ждать долгих и многочисленных согласований со службой главного инженера, где слесари, электрики и инженеры КИПиА могут очень долго решать, кто должен выполнять те или иные работы, — отмечает Илья Радченко. — Бюджетом ТОиР управляет его визави — начальник ТОиР. В его распоряжении находится оперативная бригада, которая может быстро среагировать на инцидент и устранить неисправность. Его же команда отвечает за планирование ремонтов, контроль показателей надежности и работу с подрядчиками».
В результате проекта цифровой трансформации стало эффективнее кросс-функциональное взаимодействие между производством и ремонтной службой. Специалисты начали больше погружаться в процессы и специфику оборудования, находящегося за пределами одного цеха. Стимулировало такое отношение сотрудников в том числе повышение заработных плат (цели проекта включают рост зарплат от 10 до 25%) и образовательная программа Деснола, который зарекомендовал себя как российский центр практической экспертизы по цифровой трансформации ТОиР. Эксперты компании-разработчика помогли вовлечь ключевых участников проекта не только в процессы автоматизации, но и обучить инструментам планирования и надежности, объяснили на примерах из практики, как все это помогает достигать KPI.
Как избавиться от второго завода
Главными KPI комбината стали КТГ (коэффициент технической готовности), сокращение простоев и ОЕЕ, которые будут учитываться в системе 1С:ТОИР КОРП. Чтобы видеть план-факт по расходованию бюджетов, еще один KPI, специалисты Деснола создали специальную разработку. На данный момент в центре внимания предприятия находится запуск блока материально-технического обеспечения с помощью интеграции 1С:ТОИР КОРП и 1С:ERP, который даст полную картину по расходованию бюджета.
«При отсутствии планирования заветная мечта любого главного инженера — иметь на складе второй завод в разобранном виде. На одном из предприятий я видел количество запчастей стоимостью, равной выделенному годовому бюджету на ТОиР. При этом никто не смотрит на их оборачиваемость: дорогая запчасть может лежать три года так — на всякий случай», — делится наблюдениями Илья Радченко.
Вопрос оптимизации складских запасов и высвобождения замороженных средств стал особенно актуальным для предприятия в 2022 г. вместе с ростом стоимости запасных частей, перераспределением рынков сбыта и усложнением логистических цепочек. Сегодня Череповецкий ФМК уже видит промежуточный эффект от цифровизации ремонтной деятельности: оптимизация оборотного капитала по запасным частям составила 25%. По итогам проекта комплексной цифровой трансформации бизнес-процессов предприятие планирует увеличить объем производства в 1,5 раза при росте совокупного бюджета ремонтов всего на 7% в год.
Последний вышедший номер
Адрес редакции: 117997, Москва, Профсоюзная ул., д. 65, оф. 360
Телефон: (926) 212-60-97.
E-mail: info@avtprom.ru или avtprom@ipu.ru
© ООО Издательский дом "ИнфоАвтоматизация", 2003-2025 гг.