Фантастика литературного замысла уступила… фантастике мысли, научных дерзаний. Но от этого действительность не стала менее фантастической.
Б.П. Коноваленко
Фантастика литературного замысла уступила… фантастике мысли, научных дерзаний. Но от этого действительность не стала менее фантастической.
Б.П. Коноваленко
Интерес к вопросам технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОРО) объясняется тем, что для большинства промышленных отраслей расходы по этим статьям составляют значительную долю в общей себестоимости продукции. Например, в ТЭК затраты на содержание и ремонт основных средств достигают 20% всех расходов компании на производство продукции. Поэтому даже относительно небольшое снижение указанных издержек (на 2-5%) обеспечивает существенную экономию.
Многие компании внедрили системы управления ТОРО, но усилия по вводу и обработке соответствующих данных зачастую не приносят бизнесу ощутимой пользы. Об эффективном использовании систем ТОРО можно говорить, если результатом работы становится выявление вероятных причин отказов оборудования и принятие управленческих решений для исключения негативного влияния обнаруженных факторов. Чтобы сделать обоснованные выводы, необходим инструментарий для обработки Больших Данных (Big Data) и системы управления ТОРО, построенные на методологии RCM (обслуживание, ориентированное на надежность).
Компания «Парма-Телеком», входящая в группу ITPS, разрабатывает математические модели для оценки жизненного цикла оборудования, позволяющие прогнозировать возможные неисправности, и создает решения, базирующиеся на методологии RCM с применением как средств SAP Predictive Analytics, так и ПО других вендоров. В качестве источников информации могут использоваться данные модуля SAP ERP PM и других систем.
Подготовка
Прежде чем приступать к разработке системы управления ТОРО, ориентированной на надежность, следует провести технический аудит текущего состояния системы управления ТОРО, разработать ее целевую модель, подготовить информационную базу и систему сбора оперативных данных о дефектах и отказах оборудования. При разработке (модификации) системы SAP ERP необходимо настроить ее таким образом, чтобы она служила источником первичной информации для аналитической подсистемы. При этом главная задача — добиться поступления достаточного объема данных в пригодной для построения моделей форме. Необходимы формализованные каталоги неисправностей, мест их возникновения и последствий дефектов, правильно выстроенная структура объектов, что позволяет точно локализовать места возникновения дефектов.
Значительно ускорить подготовительные этапы и избежать ошибок поможет опытная команда консультантов ITPS, которые специализируются на процессах ТОРО и реализовали проекты в различных отраслях.
Последовательность
Построение системы управления ТОРО — многоступенчатый процесс от превентивного обслуживания к предиктивному: перескакивание с одного уровня на другой без достижения нужных результатов на предшествующем уровне недопустимо. Только добившись эффективного предупредительного обслуживания*, можно перейти к проактивному обслуживанию, когда прогнозируется вероятность отказов и выявляются критические точки, требующие приложения инженерных усилий. «На этом уровне не события управляют нами, а мы событиями, не ситуация влияет на деятельность предприятия, а предприятие на ситуацию», — подчеркивает Виктор Лехтцинд, ведущий эксперт группы компаний ITPS в области ТОРО. И лишь на следующем уровне зрелости компании появляется готовность управлять активами с ориентацией на оценку надежности.
Возможные препятствия
Ключевые препятствия для реализации методологии RCM cвязаны с проектированием системы. Плохо спроектированные иерархия и система кодирования оборудования, а также неполнота данных об объектах, причинах отказов, локализации неисправностей и действиях по их устранению являются критичными для оценки надежности и, следовательно, оценки эффективности исполнения мероприятий ТОРО.
Эффективность
RCM-решения значительно увеличивают время безотказной работы и срок службы оборудования. Сокращение времени простоев дает возможность повысить его производительность. Запланированные в системе работы опираются на заранее сформированные технологические карты, где отражены особенности устранения неисправностей данного оборудования и необходимые ресурсы для выполнения работ, поэтому деятельность сотрудников, занятых его обслуживанием, будет организована рационально. На основе моделирования и своевременной диагностики можно гибко менять цикличность и технологию обслуживания, удлиняя интервалы, изменяя набор операций и, соответственно, уменьшая потребность в ресурсах.
Последний вышедший номер
Адрес редакции: 117997, Москва, Профсоюзная ул., д. 65, оф. 360
Телефон: (926) 212-60-97.
E-mail: info@avtprom.ru или avtprom@ipu.ru
© ООО Издательский дом "ИнфоАвтоматизация", 2003-2024 гг.