Шутка не сходит с конвейера, она клеится индивидуально.

Шарпп П.

 

Связь с редакцией
Рассылка новостей

Развитие транспортного машиностроения России: настоящее и будущее

26.11.2012 21:09

В рамках III конференции "Рынок железнодорожного подвижного состава" ведущий эксперт-аналитик отдела исследований транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Игорь Скок выступил с докладом "Стратегия развития транспортного машиностроения. Результаты и перспективы".

В начале своего выступления Игорь Скок отметил, что в 90-е годы прошлого века после распада СССР транспортное машиностроение испытало существенное падение спроса, что привело к соответствующему снижению объемов производства и доходов предприятий отрасли. Как отметил эксперт, за пределами России остался ряд предприятий по производству грузовых и пассажирских электровозов, а также дизель-поездов.

По словам докладчика, рост спроса на железнодорожные услуги в 2000-х годах, связанный с восстановлением экономики, выявил крайнюю степень износа парка железнодорожной техники, не соответствующего потребностями растущего количества пользователей железнодорожного транспорта. В результате, с целью недопущения возникновения ограничений для развития экономики по причине отсутствия и низкого качества подвижного состава в 2007 году правительством была принята "Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007 - 2010 годах и на период до 2015 года".

Как отметил Игорь Скок, в рамках реализации Стратегии были вовремя предприняты необходимые меры государственной поддержки железнодорожного машиностроения, что позволило отрасли развиваться, а в 2006-2011 годах, даже несмотря на финансовый кризис в 2009-м году, значительно увеличить объемы производства. Так, производство подвижного состава в 2011 году характеризуется следующими показателями:

  • Магистральные электровозы - 266 шт. (2006 год - 156 шт.).
  • Магистральные тепловозы - 44 шт. (45 шт.).
  • Маневровые тепловозы - 197 шт. (193 шт.).
  • Рудничные электровозы - 74 шт. (38 шт.).
  • Грузовые вагоны - 62 670 шт. (33 396 шт.).
  • Пассажирские вагоны - 1 175 шт. (1 540 шт.).
  • Вагоны метрополитена - 249 шт. (251 шт.).
  • Трамваи - 87 шт. (135 шт.).
  • Далее Игорь Скок отметил, что со следующего года ожидается значительное увеличение спроса на локомотивы. По словам докладчика, в 2013 году ОАО "РЖД" собирается увеличить закупку локомотивов, сократив при этом объем вложений на расшивку участков с ограниченной пропускной способностью. По оценкам эксперта, в общей сложности в 2013-2015 годах ОАО "РЖД" собирается потратить на закупку локомотивов 20% всех инвестиций (197,4 млрд руб.). При этом в 2013 году будет закуплено 770 единиц локомотивов, что потребует от отечественных локомотивостроительных предприятий задействовать все имеющиеся в наличии производственные мощности.

    Игорь Скок также заметил, что сегодня локомотивный парк компании можно охарактеризовать высоким уровнем износа:

  • грузовых электровозов - 71,0%;
  • пассажирских электровозов - 66,5%;
  • грузовых тепловозов - 84,0%;
  • пассажирских тепловозов - 40,2%.
  • Докладчик дал свои прогнозы относительно развития железнодорожного машиностроения в ближайшие годы. Так, по оценкам эксперта, в период 2013-2020 годов ожидается увеличение спроса на специализированный подвижной состав (цистерны для перевозки химических грузов) и вагоны-хопперы. Игорь Скок также отметил устойчивый рост спроса на рынке цистерн сжиженного углеродного газа (СУГ): по его прогнозам, в 2013-2015 годах ожидается рост спроса с уровня 5,3 тыс. единиц цистерн в 2013 году до 7,04 тыс. единиц - в 2020 году. Эксперт также отметил тенденции к росту спроса на рынках вагонов-хопперов для перевозки цемента и зерна.

    По словам Игоря Скока, в области грузового вагоностроения ожидается переход на крупносерийное производство инновационных грузовых вагонов. Как отметил докладчик, их использование, ввиду потребительских свойств, выгодно всем участникам рынка:

  • Для грузовладельцев - это увеличенная нагрузка на ось и уменьшенная масса тары, что увеличивает грузоподъемность инновационного вагона на 8% (особо выгодно будет владельцам таких грузов, как руда, щебень, темные нефтеналивные грузы), а также увеличенная максимальная скорость (с 70-80 км/ч до 90-120 км/ч).
  • Для операторов - это увеличенный межремонтный пробег со 100 до 500 тыс. км с перспективой до 1 млн км, что позволит сократить издержки на их содержание и обслуживание.
  • Для РЖД - это более бережное воздействие на железнодорожное полотно, что позволит сократить издержки на обслуживание инфраструктуры.
  • Однако, как отметил докладчик, новые вагоны примерно на 10% дороже вагонов старых конструкций, а срок их окупаемости больше в 1,5 раза. По словам эксперта, ориентируясь на потребителей и низкий спрос на инновационные вагоны, производители также не спешат переходить на крупносерийное производство новых вагонов, их доля в общем объеме производства не превышает 10%.

    Далее Игорь Скок акцентировал внимание на том, что в 2013 году ожидается сокращение парка грузовых вагонов. Так, 20 тыс. вагонов должно быть утилизировано, 40 тыс. вагонов отставлено из-за пропуска ремонта, а 28 тыс. вагонов должно быть предъявлено на ремонт с продлением срока службы (в случае запрета на данный вид ремонта вагоны будут отставлены). В целом, по мнению, докладчика, в случае введения запрета на ремонт с продлением срока службы грузовых вагонов потребуется значительное обновление парка грузовых вагонов: порядка 100 тыс. единиц в течение 2-3 лет.

    Игорь Скок резюмировал, что в данной ситуации для более интенсивного внедрения инновационных вагонов на сеть железных дорог целесообразным будет внедрение комплекса мер государственной поддержки, включающих в себя скидки на тариф при перевозке грузов в инновационных вагонах, субсидирование процентной ставки, льготу на налог на имущество и утилизационный сбор.

    www.ipem.ru

    Хроника

    Адрес редакции: 117997, Москва, Профсоюзная ул., д. 65, оф. 360
    Телефон: (926) 212-60-97.
    E-mail: info@avtprom.ru или avtprom@ipu.ru

    © ООО Издательский дом "ИнфоАвтоматизация", 2003-2024 гг.

    РассылкиSubscribe.Ru
    Автоматизация в
    промышленности