Шутка не сходит с конвейера, она клеится индивидуально.
Шутка не сходит с конвейера, она клеится индивидуально.
В рамках III конференции "Рынок железнодорожного подвижного состава" ведущий эксперт-аналитик отдела исследований транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Игорь Скок выступил с докладом "Стратегия развития транспортного машиностроения. Результаты и перспективы".
В начале своего выступления Игорь Скок отметил, что в 90-е годы прошлого века после распада СССР транспортное машиностроение испытало существенное падение спроса, что привело к соответствующему снижению объемов производства и доходов предприятий отрасли. Как отметил эксперт, за пределами России остался ряд предприятий по производству грузовых и пассажирских электровозов, а также дизель-поездов.
По словам докладчика, рост спроса на железнодорожные услуги в 2000-х годах, связанный с восстановлением экономики, выявил крайнюю степень износа парка железнодорожной техники, не соответствующего потребностями растущего количества пользователей железнодорожного транспорта. В результате, с целью недопущения возникновения ограничений для развития экономики по причине отсутствия и низкого качества подвижного состава в 2007 году правительством была принята "Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007 - 2010 годах и на период до 2015 года".
Как отметил Игорь Скок, в рамках реализации Стратегии были вовремя предприняты необходимые меры государственной поддержки железнодорожного машиностроения, что позволило отрасли развиваться, а в 2006-2011 годах, даже несмотря на финансовый кризис в 2009-м году, значительно увеличить объемы производства. Так, производство подвижного состава в 2011 году характеризуется следующими показателями:
Далее Игорь Скок отметил, что со следующего года ожидается значительное увеличение спроса на локомотивы. По словам докладчика, в 2013 году ОАО "РЖД" собирается увеличить закупку локомотивов, сократив при этом объем вложений на расшивку участков с ограниченной пропускной способностью. По оценкам эксперта, в общей сложности в 2013-2015 годах ОАО "РЖД" собирается потратить на закупку локомотивов 20% всех инвестиций (197,4 млрд руб.). При этом в 2013 году будет закуплено 770 единиц локомотивов, что потребует от отечественных локомотивостроительных предприятий задействовать все имеющиеся в наличии производственные мощности.
Игорь Скок также заметил, что сегодня локомотивный парк компании можно охарактеризовать высоким уровнем износа:
Докладчик дал свои прогнозы относительно развития железнодорожного машиностроения в ближайшие годы. Так, по оценкам эксперта, в период 2013-2020 годов ожидается увеличение спроса на специализированный подвижной состав (цистерны для перевозки химических грузов) и вагоны-хопперы. Игорь Скок также отметил устойчивый рост спроса на рынке цистерн сжиженного углеродного газа (СУГ): по его прогнозам, в 2013-2015 годах ожидается рост спроса с уровня 5,3 тыс. единиц цистерн в 2013 году до 7,04 тыс. единиц - в 2020 году. Эксперт также отметил тенденции к росту спроса на рынках вагонов-хопперов для перевозки цемента и зерна.
По словам Игоря Скока, в области грузового вагоностроения ожидается переход на крупносерийное производство инновационных грузовых вагонов. Как отметил докладчик, их использование, ввиду потребительских свойств, выгодно всем участникам рынка:
Однако, как отметил докладчик, новые вагоны примерно на 10% дороже вагонов старых конструкций, а срок их окупаемости больше в 1,5 раза. По словам эксперта, ориентируясь на потребителей и низкий спрос на инновационные вагоны, производители также не спешат переходить на крупносерийное производство новых вагонов, их доля в общем объеме производства не превышает 10%.
Далее Игорь Скок акцентировал внимание на том, что в 2013 году ожидается сокращение парка грузовых вагонов. Так, 20 тыс. вагонов должно быть утилизировано, 40 тыс. вагонов отставлено из-за пропуска ремонта, а 28 тыс. вагонов должно быть предъявлено на ремонт с продлением срока службы (в случае запрета на данный вид ремонта вагоны будут отставлены). В целом, по мнению, докладчика, в случае введения запрета на ремонт с продлением срока службы грузовых вагонов потребуется значительное обновление парка грузовых вагонов: порядка 100 тыс. единиц в течение 2-3 лет.
Игорь Скок резюмировал, что в данной ситуации для более интенсивного внедрения инновационных вагонов на сеть железных дорог целесообразным будет внедрение комплекса мер государственной поддержки, включающих в себя скидки на тариф при перевозке грузов в инновационных вагонах, субсидирование процентной ставки, льготу на налог на имущество и утилизационный сбор.
Последний вышедший номер
Адрес редакции: 117997, Москва, Профсоюзная ул., д. 65, оф. 360
Телефон: (926) 212-60-97.
E-mail: info@avtprom.ru или avtprom@ipu.ru
© ООО Издательский дом "ИнфоАвтоматизация", 2003-2024 гг.