Средства автоматизации подобны дроби: числитель то, что говорят о них пользователи, а знаменатель то, что обещают производители.

 

Связь с редакцией
Рассылка новостей

Информационное моделирование признано главным драйвером развития транспортной инфраструктуры России

13.07.2015 15:20

По данным Правительства Москвы, информационное моделирование (BIM) позволяет столичным компаниям до 30% снизить стоимость дорожного строительства и до 20% сократить сроки проектирования. Эту и другие тенденции отрасли обсудили эксперты на прошедшем мероприятии «BIM Конгресс: Транспортная инфраструктура», организованном компанией Autodesk.

Заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин в своем приветствии участникам мероприятия отметил особую актуальность темы информационного моделирования: «Для эффективной реализации поставленных столичным Правительством задач сегодня Стройкомплексом Москвы проводится полномасштабная работа по упрощению бизнес-процессов: все госуслуги в области строительства переведены в электронный вид, значительно сокращаются сроки согласования, оптимизируются процедуры документооборота, и, безусловно, все чаще применяются технологии информационного моделирования. Согласно уже накопленному городскими компаниями опыту, внедрение технологии BIM позволяет до 20% сократить сроки проектирования, до 30% – снизить стоимость строительства, на 5-10% уменьшить стоимость эксплуатации объекта».

Сегодня ведутся многочисленные дискуссии о конкурентоспособности российских производителей, на которую не лучшим образом влияют высокие транспортные издержки. Так, согласно данным KPMG, в России транспортные издержки составляют в среднем 15-20% себестоимости продукта, а в западных странах – до 10%. При этом объем инвестиций в строительство объектов инфраструктуры в России сокращается с 1,6 млрд. руб. в 2013 до 1,1 трлн. руб. в 2015. Это значит, что задача по улучшению транспортной инфраструктуры и сокращению себестоимости российской продукции не может быть решена за счет увеличения бюджетирования отрасли. В данной ситуации единственным выходом остается увеличение эффективности строительства транспортной инфраструктуры. Согласно данным КPMG, наиболее высокое влияние на увеличение эффективности в отрасли может оказать рост качества проектной документации.

По словам Алексей Рыжова, генерального директора Autodesk в России, для повышения качества проектной документации необходимо изменить принцип взаимодействия всех участников процесса проектирования – от проектировщиков до управляющих компаний: «В отличие от ряда факторов, качество документации – это то, на что мы можем и должны влиять. Во многих странах мира эта проблема успешно решается с помощью информационного моделирования. Сегодня переход к этой технологии является необходимым условием для решения основных проблем отрасли».

Ключевые проблемы отрасли

Тормозящими внедрение технологии информационного моделирования эксперты назвали законодательно утвержденный разрыв между стадиями «проект» и «рабочая документация», а зачастую и отсутствие заинтересованности в прозрачности процесса проектирования и строительства со стороны крупных подрядных организаций.

«Для сокращения сроков и стоимости строительства крайне важно наладить непрерывное использование информации, обеспечить ее полноту и достоверность для принятия взвешенных управленческих решений на каждом этапе жизненного цикла объекта. При этом основным заинтересованным лицом в налаживании этого процесса является заказчик строительства, – говорит Анастасия Морозова, руководитель архитектурно-строительного направления Autodesk в России и СНГ.

Эксперт по инфраструктурным проектам Autodesk Марек Сухоски (Marek Suchocki) отметил, что проблемы, с которыми сталкиваются сегодня российские компании, во многом схожи с теми, что преодолевают их западные коллеги: «В Великобритании и США, как и в России, есть сложившиеся традиции проектирования, устоявшиеся контрактные отношения, подходы к техническому образованию. Чего нет, к примеру, в Китае и Бразилии, где студенты сразу изучают информационное моделирование. Там технологии BIM не приходится преодолевать сопротивление, поскольку старой традиции в области строительства инфраструктуры просто не существует. Так что проблемы, о которых говорят российские эксперты, нам хорошо знакомы».

Тренды со знаком «плюс»

Революционным cобытием в области государственного регулирования отрасли был признан Приказ Минстроя № 926 от 29 декабря 2014 г. о поэтапном внедрении BIM в стройкомплексе Москвы. При этом сфера дорожного строительства требует отдельного подхода к внедрению информационного моделирования на федеральном уровне. Как рассказал на мероприятии Владимир Попов, заместитель генерального директора «Автодор Инжиниринг», для решения этого вопроса первый заместитель председателя правления по технической политике ГК «Автодор» Игорь Урманов обратился в Минтранс с предложением о создании государственной программы по внедрению BIM на линейных объектах строительства и разработке соответствующих нормативных документов. По словам Владимира Попова, это предложение нашло в министерстве положительный отклик.

Важными для развития рынка дорожного проектирования становятся прецеденты по включению в тендерную заявку требований, предписывающих подрядчику предоставлять информационную модель объекта и взаимодействовать с заказчиком и субподрядчиками в соответствии с технологией BIM. Один из подобных примеров – проект Северного дублера Кутузовского проспекта (Москва). Михаил Плахов, генеральный директор ОАО «Новая концессионная компания»: «Северный дублер Кутузовского проспекта (Москва) – сложнейший инфраструктурный проект длиной 11 км. Использование BIM для наших подрядчиков стало обязательным по трем причинам. Во-первых, этот проект проходит в плотной городской застройке, с большим количеством инженерных сетей. Соответственно, качество проекта должно быть высочайшим. Во-вторых, это исключительно частный проект, поэтому точное бюджетирование, возможность сокращения расходов являются для нас ключевым фактором. В-третьих, наша компания не только строит объект, но и будет отвечать за его эксплуатацию».

Позитивным шагом для популяризации технологии BIM в России стало ее внедрение в крупнейших компаниях отрасли, среди которых ГК «Автодор», «Трансмост», «Стройпроект». На основе BIM-модели за последний год были реализованы сложные региональные проекты, среди которых уникальная подъездная дорога к крупнейшему алмазному карьеру в п. Мирный, выполненная «Якутгипроалмаз». Появились и первые примеры применения BIM на этапе эксплуатации. Так, «Центр диагностики строительных конструкций» (ЦДСК) применила технологию на проекте КАД в Санкт-Петербурге. Генеральный директор ЦДСК Михаил Царев: «Выполнив первый проект на базе BIM, мы поняли: в условиях роста стоимости эксплуатации инфраструктурных объектов информационное моделирования является действенным инструментом для точного бюджетирования и контроля затрат».

 www.autodesk.ru

 

Хроника

Адрес редакции: 117997, Москва, Профсоюзная ул., д. 65, оф. 360
Телефон: (926) 212-60-97.
E-mail: info@avtprom.ru или avtprom@ipu.ru

© ООО Издательский дом "ИнфоАвтоматизация", 2003-2024 гг.

РассылкиSubscribe.Ru
Автоматизация в
промышленности