Выработка планов — напрасная трата времени, если это не поручено тем, кто будет их исполнять.
Генри Киссинджер

Киссинджер Генри

 

Связь с редакцией
Рассылка новостей

Как должен поступать автомобиль без водителя?

29.01.2016 12:19

Компания Cognitive Technologies, основной разработчик системы искусственного интеллекта для беспилотного КАМАЗа, подвела итоги социологического исследования, проведенного среди граждан Российской Федерации при поддержке НИТУ МИСиС и МФТИ. Его целью было формирование системы моральных критериев, определяющих поведение авторобота в критических ситуациях, когда избежать аварии невозможно и ущерб здоровью и даже жизни для участников дорожной ситуации неизбежен. Стимулом к его проведению для компании стала необходимость разработки сценариев поведения беспилотного автомобиля. В исследовании приняли участие порядка 80 тыс. человек из 47 регионов России.

Напомним, что организаторы исследования подготовили описания нескольких типичных ситуаций с участием авторобота, требующих моральной оценки поведения искусственного интеллекта. При этом рассматриваемая в исследовании модель предполагала полную автономность автомобиля, когда вмешательство водителя в процесс управления полностью исключено. Основным итогом исследования стало намерение граждан России обязать искусственный интеллект минимизировать общее число пострадавших в аварии.

Почти 71% респондентов был готов направить авторобот в кювет, чтобы не задавить других людей, случайно вышедших перед ним на проезжую часть, несмотря на то, что это может привести к неминуемым глобальным его повреждениям и критическим для жизни и здоровья травмам пассажира:

  • 1. Продолжить движение и совершить наезд на людей? - 25,73 %
  • 2. Совершить перестроение на встречную полосу, отделенную двойной сплошной лилией разметки по которой движется автомобиль В? - 3,28 %
  • 3. Совершить съезд в кювет, понимая, что это приведет к неминуемым глобальным повреждениям автомобиля и критическим для жизни и здоровья травмам водителя авторобота. - 70,99 %
  • Давить нельзя помиловать

    Однако, проведенные в рамках исследования дополнительные, персональные интервью с разными категориями граждан России, показали, что направляя беспилотный автомобиль в кювет, участники исследования не до конца отдавали себе отчет, что они сами могут оказаться в его кабине. Получается, чтобы сохранить жизнь выбежавших на дорогу людей, авторобот будет запрограммирован на самоуничтожение вместе со своим пассажиром.

    Стоит сказать, что это обстоятельство вызвало наибольшую сложность у интервьюируемых. Довольно значимая их часть (43% из 1384 участников) даже предложила искусственному интеллекту автомобиля формировать, своего рода, рейтинг участников ДТП. Иными словами, они посчитали возможным, определять наиболее и наименее "ценных" его участников, например, на основании сравнения возраста, пола или других характеристик. Но главное, и это можно считать важным итогом исследования. было предложено использовать результаты мгновенного поиска информации в интернете и соцсетях для составления подробного портрета участника ДТП, чтобы на основании этих данных искусственный интеллект мог принимать решение о том, кем жертвовать, а кого спасать. К примеру, если перед автороботом в кабине которого находится человек с запятнанной репутацией, на дорогу выбегает передовик производства, то искусственный интеллект должен будет гарантированно направить машину в кювет.

    Другие итоги исследования

    Ещё одним итогом исследования стало отсутствие явного преобладания какой-либо социальной группы в каждом из рассматриваемых вариантов поведения искусственного интеллекта. Ответы всех категорий граждан распределены примерно с одной степенью равномерности (в пределах погрешности 10%). Наибольшая дисперсия наблюдается лишь в случаях, когда перед автороботом внезапно появляется собака. Ее "жалеет" на 13% больше женщин, чем мужчин.

    Наиболее отчаянные поступки в критических ситуациях рекомендуют искусственному интеллекту совершать женщины в возрасте от 31 до 50 лет с высшим образованием. Например, эта категория предпочитает съезд в кювет разрешенной ПДД возможности объехать выбежавшую на дорогу собаку (их доля составила порядка 8% всех женщин, участвовавших в исследовании).

    Пенсионеры меньше других рекомендовали автороботу нарушать ПДД. Например, не оказалось ни одного пенсионера, который бы предложил ему пересечь двойную сплошную линию разметки в ситуации.

    Интересно также, что практически поровну разделились мнения респондентов (55% - задавить собаку и 40% - затормозить) в случае, когда можно затормозить и ценою глобальных повреждений автомобиля сохранить жизнь собаке:

  • 1. Продолжить движение и задавить собаку? - 55,15 %
  • 2. Совершить экстренное торможение, понимая, что это приведет к столкновению с автомобилем Б? - 40,09 %
  • 3. Совершить перестроение на встречную полосу, отделенную двойной сплошной линией разметки по которой движется автомобиль В? - 0,54 %
  • 4. Совершить съезд в кювет, понимая, что это приведет к неминуемым глобальным повреждениям автомобиля и критическим для жизни и здоровья травмам водителя авторобота. - 4,22 %
  • По словам президента Cognitive Technologies Ольги Усковой, "Мы предполагаем использовать полученные в ходе исследования результаты для подготовки законодательных инициатив, регламентирующих поведение беспилотного автомобиля, как во время испытаний, так и, впоследствии, на дорогах общего пользования".

    Исследование было проведено конце 2015 г. - начале 2016 г.

    www.cognitive.ru

    Мнение специалиста

    Адрес редакции: 117997, Москва, Профсоюзная ул., д. 65, оф. 360
    Телефон: (926) 212-60-97.
    E-mail: info@avtprom.ru или avtprom@ipu.ru

    © ООО Издательский дом "ИнфоАвтоматизация", 2003-2024 гг.

    РассылкиSubscribe.Ru
    Автоматизация в
    промышленности