Конечно, обдумывай "что", но еще больше обдумывай "как"!
И. Гете
Конечно, обдумывай "что", но еще больше обдумывай "как"!
И. Гете
Вряд ли найдётся хоть один пользователь Всемирной Сети, который хоть раз бы не совершил покупку онлайн. Неудивительно, что еще совсем недавно интернет-магазины множились, как грибы после дождя, и казалось, что эта тенденция сохранится на долгие годы. Тенденция совершать торговые сделки через Интернет, действительно, со временем только укрепляется, но вместе с тем и претерпевает некоторые изменения.
В частности, постепенно уходит с авансцены цифровой жизни традиционная модель интернет-магазина. Основная причина — устаревание из-за роста огромной конкуренции на этапе поиска продукта и площадки. Ей на смену уверенно приходит схема маркетплейса, которая кардинальным образом решает проблему коммуникации продавца и конечного потребителя и позволяет делать кросспродажи.
Озон, Викимарт, Ламода, Прайс.ру — вот типичные примеры отечественных маркетплейсов. Все они, по сути, являются витринами, на которых выставляют свой товар сотни и тысячи различных продавцов. Их удобный интерфейс позволяет потребителям быстро и легко сделать выбор, вместо того, чтобы бродить в поисках нужной вещи по бескрайним просторам Интернета.
Однако, чтобы получить желаемые товар или услугу, покупатель проходит не один, а три основных этапа: поиск, оплату и доставку. Преимущество успешных маркетплейсов как раз и заключается в том, что, помимо оптимизации поиска товара, они предлагают надежные транзакции и удобное получение. Но если с доставкой все уже известно (нужно лишь привлечь профессиональную логистическую службу или агрегатора), то гарантия на получение именно того, что заказано, является слабым местом этой схемы. Ведь ответственность за достоверность и качество товара лежит на продавце и является хорошей возможностью для организации различных мошенничеств.
Одним из факторов быстрого роста таких маркетплейсов, как Ebay и Aliexpress, стало именно наличие системы защиты покупателей: партнерские сервисы PayPal и escrow.com у Ebay и собственная программа защиты покупателей (Buyer Protection) у Aliexpress. С учетом того, что большая часть пользователей опасается делать покупки через Интернет и тем более вносить предоплату, наличие таких защитных систем — веский аргумент в пользу выбора маркетплейсов из числа остальных торговых онлайн-площадок. Это в полной мере подтверждается статистическими данными, согласно которым прирост количества пользователей, скажем, Aliexpress достигает до 120% в год.
Но Aliexpress — это настоящий гигант, который может себе позволить разработку любой системы безопасности. А что же делать магазинам поменьше и узконаправленным площадкам, например, handmade или б/у автозапчасти? Или участникам рынка фриланса, 32% платежей в рамках которого составляют небольшие переводы физическим лицам? Вопрос до сих пор остается открытым. Общедоступной системы защиты покупателей (гарантии доставки или выполнения заказа) в случае сделок с физлицами на сегодня отсутствует, Роспотребнадзор этим не занимается.
Тем не менее движение в этом направлении идет и идет активно, повинуясь глобальным тенденциям. Например, некоторые площадки, чтобы обезопасить своих клиентов, формируют внутренние рейтинги (как Livemaster), призванные повысить доверие между пользователями. Преимущество? Конечно. Но, к сожалению, не полноценный сервис для покупателя из-за отсутствия системы урегулирования споров и помощи с доставкой.
Прощупывая подобные пути, рынок ищет инновацию, которая решила бы сразу три насущные проблемы пользователей: безопасную оплату, гарантированную доставку и защиту интересов. И варианты подобных систем уже появляются на российском рынке. В качестве одного из примеров можно привести сотрудничество SafeCrow и Boxberry. Синергия сервисов гарантирует физическим лицам безопасную покупку с надежной доставкой, а площадкам с2с предоставляет комплексную услугу: платежное решение, логистику и защиту пользователей с содействием в разрешении споров.
Механизм заключается в том, что покупатель вносит предоплату, которая сохраняется на специальном счёте SafeCrow до тех пор, пока товар не будет получен в пункте выдачи, где можно проверить его качество и соответствие заявленному описанию. Сумма за покупку переводится на счет продавца сразу после того, как покупатель подтверждает прием товара. В случае отказа от покупки товар возвращается продавцу, а деньги поступают на счет покупателя.
Участники могут отслеживать статус сделки, получать информацию о движении средств и статус доставки в личном кабинете.
Активный рост с2с торговли и интерес к защищенным интернет-продажам дает толчок к развитию данной сферы, тем более, что по информации SafeCrow эта услуга действительно нашла отклик у частных продавцов и покупателей: ежемесячно количество сделок удваивается, привлекая всё больше новых пользователей.
Последний вышедший номер
Адрес редакции: 117997, Москва, Профсоюзная ул., д. 65, оф. 360
Телефон: (926) 212-60-97.
E-mail: info@avtprom.ru или avtprom@ipu.ru
© ООО Издательский дом "ИнфоАвтоматизация", 2003-2024 гг.