Не стой на месте, отправляйся искать новые тупики.
Выходя за границы познания, не выходи из себя.
Не стой на месте, отправляйся искать новые тупики.
Выходя за границы познания, не выходи из себя.
Пресс-релиз компании TAdviser
Аналитический центр TAdviser и CROC VR – бизнес-юнит IT-компании КРОК, специализирующийся на применении иммерсионных технологий в промышленных индустриях, провели исследование российского рынка промышленных VR/AR-решений. Согласно оптимистичному сценарию, объем этого рынка за 4 года может увеличиться в 11,7 раз при среднегодовом темпе роста 85%.
Виртуальная и дополненная реальность (VR/AR) является одним из самых молодых направлений в перечне сквозных технологий цифровой экономики. Заинтересованность в решениях на базе VR/AR и движение к реальному применению таких разработок в производственных процессах демонстрируют такие отрасли промышленности как нефтегазовый сектор, нефтехимия, металлургия, горнодобывающая промышленность, энергетика.
Рынок VR/AR-решений представляет собой неоднородную картину – наряду с крупными ИТ-компаниями и интеграторами, присутствующими на рынке не один десяток лет, свои услуги предлагают совсем молодые компании и стартапы, сразу сделавшие ставку именно на эти технологические направления.
Технологии VR/AR позволяют осуществлять реинжиниринг существующих процессов и преобразовывать цепочку создания ценности. Основные направления использования VR/AR в промышленности:
К наиболее востребованным типам VR/AR-решений относятся:
«Практически на всех крупнейших предприятиях сейчас стартовали программы внедрения инструментов Индустрии 4.0 и есть острая необходимость в повышении уровня промышленной безопасности. В частности, востребовано обучение с помощью VR-тренажеров. Виртуальная среда помогает отрабатывать любые сценарии: от изучения регламентов обслуживания промышленного оборудования до отработки действий сотрудников в нештатных ситуациях. Обучающие VR-инструменты уже применяются в нефтехимии, нефтегазовых, добывающих и энергетических компаниях. В ряде крупнейших индустриальных компаний России сейчас тестируются платформы дополненной реальности и решения ассистинговой реальности», - рассказал Илья Симонов, руководитель CROC VR.
Как и любой проект внедрения ИТ-решения, проект на базе VR/AR-технологий имеет в своей структуре стоимости традиционные компоненты – оборудование, ПО и услуги по интеграции. Однако, есть еще два компонента, специфичных именно для VR/AR-проектов – контент VR/AR и сценарии представления/использования контента. В зависимости от типа внедряемого решения, и общая стоимость проекта, и соотношение стоимостей между отдельными компонентами может существенно различаться. Но во всех типах проектов значительную (а часто – преобладающую) долю стоимости составляют специфические для приложений VR/AR затраты – разработка контента и сценария приложения.
Заказчики и поставщики
По оценке экспертов TAdviser, большинство российских компаний, которые в настоящее время тестируют или уже перешли к промышленной эксплуатации VR/AR-решений, правильнее называть не заказчиками, а автономными разработчиками-пользователями VR/AR-решений. Практически все компании, принявшие участие в исследовании и ответившие на вопросы TAdviser, подтвердили, что пилотные проекты в области VR/AR они реализуют в значительной степени силами собственных специалистов, организованных в специальные центры компетенций.
Такие центры компетенций либо имеют достаточно узкую специализацию и сконцентрированы именно на направлениях VR/AR-технологий, либо входят в состав комплексных подразделений, ориентированных на решение задач цифровой трансформации, «Индустрии 4.0». Они, в частности, существуют в следующих компаниях:
По наблюдениям TAdviser, практически все компании промышленной, нефтегазовой, горнодобывающей, энергетической отраслей в той или иной степени сегодня демонстрируют интерес и экспериментируют с технологиями VR/AR. Однако, многие из них предпочитают пока не раскрывать результаты этих проектов.
Вторую сторону российского рынка VR/AR-решений – поставщиков оборудования, ПО и услуг, - по суммарной выручке которых обычно и оценивается рынок, сегодня достаточно сложно рассматривать как полноценно сформировавшийся механизм, принципы функционирования которого понятны, а результаты работы наблюдаемы и измеряемы. Компании, присутствующие на еще только формирующемся рынке промышленных VR/AR-продуктов и услуг, делятся на 4 группы:
Основные проблемы и риски VR/AR-проектов
Поскольку по своему характеру все VR/AR-проекты являются преимущественно ИТ-проектами, им свойственны все их классические проблемы и риски. По мнению экспертов TAdviser, на сегодняшний день перечень основных препятствий выглядит следующим образом (в порядке снижения критичности фактора):
Оценка рынка
Особенностью российского рынка промышленных VR/AR-решений является то, что он еще только находится в стадии формирования; большое количество проектов пока носят пилотный характер - как по масштабу, так и по реализуемой функциональности. Однако, общий объем инвестиций, количество VR/AR-проектов и динамика их роста не оставляют сомнений в том, что рынок развивается и становится более зрелым.
По оценке TAdviser, суммарные затраты на проекты в направлении VR/AR в 2018 году составили порядка 1,6 млрд рублей. Согласно пессимистичной оценке, при среднегодовом темпе роста 55%, объем российского рынка промышленных VR/AR-решений в 2022 году может составить 9,2 млрд рублей (рост за 4 года – в 5,8 раза). Оптимистичная оценка предполагает среднегодовой темп роста 85%, что соответствует объему в 18,7 млрд рублей в 2022 году (рост за 4 года – в 11,7 раза).
Последний вышедший номер
Адрес редакции: 117997, Москва, Профсоюзная ул., д. 65, оф. 360
Телефон: (926) 212-60-97.
E-mail: info@avtprom.ru или avtprom@ipu.ru
Партнер сайта Vavada online
© ООО Издательский дом "ИнфоАвтоматизация", 2003-2025 гг.