Будь как переливающийся через край фонтан, а не как резервуар, содержащий все одну и ту же воду.
Будь как переливающийся через край фонтан, а не как резервуар, содержащий все одну и ту же воду.
На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, которым предлагается в условиях чрезвычайной ситуации и при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, устанавливать особенности оказания медицинской помощи, в том числе с применением телемедицинских технологий. Уже сейчас в России квалифицированные врачи круглосуточно проводят дистанционные консультации, оценивают состояние здоровья и дают рекомендации пациентам с подтвержденной коронавирусной инфекцией с легким течением болезни.
Роскачество совместно с ФГБУ "Национальный институт качества" Росздравнадзора исследовало наиболее популярные мобильные приложения для осуществление телемедицинских консультаций "врач-пациент" в российском сегменте магазинов App Store и Google Play.
Телемедицина (врач-пациент) - дистанционное взаимодействие пациента с врачом при помощи технологичных средств коммуникации (смартфон, планшет, компьютер и другие устройства, интернет). В силу широкого распространения смартфонов для удобного проведения консультаций существуют специальные приложения. Консультация по смартфону (через приложение) на данный момент не может заменить личный визит к врачу, но делает медицинские услуги более доступными.
Рынок телемедицины в нашей стране еще не так развит, как в других. Доля России в мировом рынке дистанционных медицинских услуг составляет лишь 3%. Но в ближайшее время эксперты прогнозируют рост до 30-50%.
Насколько существующие в этой сфере мобильные приложения функциональные, качественные и безопасные? Чтобы ответить на этот вопрос, Центр цифровой экспертизы Роскачества совместно с ФГБУ "Национальный институт качества" Росздравнадзора протестировал приложения для осуществления телемедицинских консультаций "врач-пациент" в российском сегменте магазинов App Store и Google Play - всего 20 приложений (10 для iOS и 10 для Android).
В исследование вошли приложения сервисов, позволяющие на момент тестирования проводить первичные онлайн-консультации с медицинскими специалистами по принципу "врач-пациент" на русском языке и имеющие количество установок в Google Play не менее 1000 и количество оценок в App Store не менее 50.
Оценка проводилась по 47 критериям. Во время исследования специалисты использовали приложения как рядовые пользователи: регистрировались, искали врачей, записывались на прием, оплачивали и получали телемедицинские консультации, писали текстовые сообщения врачам в чате, отправляли файлы, общались по видео и аудиосвязи. В результате были проверены все ключевые функции, оценено удобство, информационная безопасность и надежность приложений. Также особое внимание было уделено наличию и доступности в приложении необходимой юридической информации и документации - договора на оказание медицинских услуг, информационного добровольного согласия на медицинское вмешательство, сведений о консультирующей медицинской организации и операторе информационной системы.
Каждый из критериев получил свой "вес" в общей сумме баллов, что позволило сформировать максимально объективную оценку. Результаты исследования помогут потребителю составить полное представление о качестве приложений и облегчат процесс выбора нужной программы.
Количество приложений, которые перешагнули итоговую отметку в 4 балла, составляет 13 из 20. Все они рекомендуются Роскачеством к использованию. Отметку в 3 балла преодолели все исследованные приложения.
Основная задача телемедицинских приложений - это осуществление удаленной (телемедицинской) консультации между врачом и пациентом. Роскачество оценило возможности получения телемедицинских консультаций по следующим критериям: возможности поиска специалиста, его карточка, запись к нему, возможность оценить специалисты, посмотреть историю лечения, загрузить файлы, оплата в приложении и другое.
По результатам тестирования наиболее функциональные приложения на iOS - ONDOC (4,44 из 5), SmartMed (4,25) и "Яндекс.Здоровье" (4,18). На Android - "Яндекс.Здоровье" (4,18), DocDoc (4,17) и "Онлайн Доктор" (4,12). Наиболее удобные на iOS - "Онлайн Доктор" (4,12), Pirogov Clinic (3,84) и "Доктор Рядом Телемед" (3,82). На Android - DocDoc (4,48), "Онлайн Доктор" (4,44) и "Яндекс.Здоровье" (4,28).
Безопасность - крайне важная группа показателей, особенно когда дело касается личных (в том числе, медицинских) данных и онлайн оплаты услуг. Эксперты с помощью специализированного ПО (Wireshark) производили захват всего трафика, который пересылает исследуемое приложение, а затем анализировали его на наличие как незашифрованного контента, так и незашифрованных пользовательских данных.
Наиболее безопасные (с точки зрения информационной безопасности) на iOS и Android - ONDOC (5,00), SmartMed (4,65) и My Doc (4,53). Все приложения передают пользовательские (в том числе медицинские данные) в зашифрованном виде, небезопасных мобильных приложений выявлено не было. Платежные данные во всех проверенных приложениях передаются с использованием платежных шлюзов, что обеспечивает им высокую степень шифрования. Вредоносное ПО не было обнаружено ни в одном приложении.
Вся необходимая юридическая информация представлена в приложениях SmartMed (5,00 из 5) и DOC+ (5,00), в тройку лидеров также входит "Доктор Рядом Телемед" (4,63).
Однако необходимо отметить, что такие важные сведения, как информация о консультирующей медицинской организации, договор на оказание медицинских услуг и порядок получения информированного добровольного согласия, которые должны быть доступны в соответствии с приказом Минздрава России от 30.11.2017 № 965н "Об утверждении Порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий", представлены не во всех исследованных приложениях.
Что касается адаптации для людей с ограниченными возможностями, то эксперты проверяли поддержку динамического (увеличенного) шрифта и функций программ чтения экрана VoiceOver / Talkback. По итогам проверки максимальный балл (5 из 5) получили приложения: "Яндекс.Здоровье", SmartMed, DocDoc, Pirogov Clinic и "Доктис" на Android, на iOS максимальный балл не получил никто. Адаптации для людей с ограниченными возможностями полностью отсутствует в SmartMed и DocDoc на iOS. Средний балл адаптации приложений iOS составляет всего 1,35 из 5, Android - значительно выше - 4,25. Эксперты Роскачества рекомендуют разработчикам обратить на это внимание и сделать приложения адаптированными для людей с ограниченными возможностями.
Лучшими по совокупности всех критериев признаны приложения SmartMed, "Доктор Рядом Телемед" и "Яндекс.Здоровье" на iOS и "Доктор Рядом Телемед", SmartMed и "Яндекс.Здоровье" на Android.
Исследование проведено экспертами Роскачества и ФГБУ "Национального института качества" Росздравнадзора в соответствии с методикой оценки, базирующейся на предварительном национальном стандарте на сравнительные испытания мобильных приложений ПНСТ 277-2018. Сами консультации медицинских специалистов в исследовании не оценивались, медицинские услуги будут проверены Роскачеством в дальнейшем.
При получении первичной телемедицинской консультации на данный момент следует учитывать, что врач не имеет права ставить вам диагноз, назначать лечение и выписывать рецепты без очного приема. Он может проконсультировать вас по интересующим вопросам, дать рекомендации о том, следует ли обращаться на очный прием с вашей проблемой и к какому специалисту, какие анализы нужно сдать перед тем, как идти на очный прием, может помочь расшифровать анализы, но без постановки диагноза.
Если же вы продолжаете наблюдаться у врача после очного приема, то список возможностей телемедицинского приложения существенно расширяется: специалист может вести дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента и проводить коррекцию ранее назначенного лечения, в том числе выписать рецепт на лекарственные препараты в форме электронного документа (при условии установления диагноза на очном приеме). На рынке умных вещей для поддержания здоровья в наше время имеется большое количество гаджетов, которые можно подключить к телефону и в режиме реального времени отправлять показания врачу.
Будьте здоровы и не пренебрегайте телемедицинскими мобильными приложениями для того, чтобы держать под контролем свое здоровье и здоровье близких.
Последний вышедший номер
Адрес редакции: 117997, Москва, Профсоюзная ул., д. 65, оф. 360
Телефон: (926) 212-60-97.
E-mail: info@avtprom.ru или avtprom@ipu.ru
© ООО Издательский дом "ИнфоАвтоматизация", 2003-2024 гг.