Брэндом тоже надо управлять, а то его, как корабль без руля, занесет неизвестно куда.
Брэндом тоже надо управлять, а то его, как корабль без руля, занесет неизвестно куда.
Главные обновления многодисциплинарной линейки Ansys и их роль в решении важных отраслевых задач обсудили эксперты в рамках ежегодного Форума Ansys 2021, организованного "КАДФЕМ Си-Ай-Эс", элитным партнером Ansys. В течение двух дней прозвучало более 20 докладов, посвященных основным промышленным трендам и технологиям - от композитных материалов и аддитивного производства до методов создания цифровых двойников, анализа надежности и функциональной безопасности электронных устройств.
Композиты и управление данными о материалах
Сегодня в промышленности, начиная от аэрокосмической отрасли и заканчивая здравоохранением, все большее применение находят композиционные материалы. Одна из ключевых задач, которую они позволяют решить - снижение веса готового изделия. Это особенно важно, например, в автомобилестроении, поскольку уменьшение массы автомобиля на 10% позволяет сэкономить 7% топлива и, следовательно, снизить количество выбросов.
Эксперт "КАДФЕМ Си-Ай-Эс" продемонстрировал решение Ansys Composites PrepPost, которое применяется для моделирования изделий из композиционных материалов. С его помощью можно создавать сложные конструкции, используя подход "Модель как на производстве", а также оценить потенциальные механизмы разрушения, включая развитие повреждений, расслоение и образование трещин.
Среди компаний, которые применяют композиционные материалы - KTM Technologies, создающая гоночные автомобили и мотоциклы. Она разработала первый в мире серийный автомобиль с несущим кузовом, также являющийся внешней обшивкой и состоящий из 300 предварительно вырезанных слоев углеродного композита. Ansys Composite PrePost позволил упростить быструю настройку сложных композитных моделей и провести тщательный анализ разрушения. В результате при проектировании конструкции монокока KTM X-Bow его вес был снижен на 20%.
Ещё одной важной темой Форума стало управление данными о материалах. Эксперты "КАДФЕМ Си-Ай-Эс" уверены: корректная работа с материалами является важным этапом цифровой трансформации. Кроме того, это позволит решить ряд проблем - например, сократить финансовые затраты на повторные испытания, а также правильно выбрать материалы с точки зрения экологии. Для этого Ansys предлагает систему Granta MI. Она позволяет проводить анализ свойств материалов, выполнять интеграцию с CAE, назначать материалы в CAD/PLM и оценивать экологические риски, тем самым повышая качество изделий и снижая затраты времени и стоимость.
На конференции эксперт представил улучшенные возможности Granta MI (среди которых новые материалы, атрибуты и свойства, включая цену, ссылки на источники и стандарты и многое другое), а также представил RUSATOMMATERIAL - собственную базу данных материалов "КАДФЕМ Си-Ай-ЭС", содержащую информацию об отечественных материалах, применяемых в атомной промышленности. Она разработана для применения в системе Ansys GRANTA MI Enterprise. Такой подход позволит обеспечить единую прослеживаемую среду обмена данными о материалах, а также избежать ошибок ввода данных и усилить контроль за применяемыми материалами.
Сегодня Granta MI используют такие компании как Honeywell, GE Aviation, Jaguar, Philips, Samsung и многие другие. Кроме того, она применяется в Rolls-Royce при производстве авиационных двигателей. Специалисты смогли повысить эффективность использования материалов и избежать повторных испытаний, а также обеспечить повторное применение данных. В результате это позволило сэкономить около 704 млн рублей в год.
Демократизация расчётов и управление инженерными данными
В рамках Форума эксперты также обсудили возможности демократизации расчетов, позволяющие организовать централизованное управление рабочими процессами. В результате время, которое инженер тратит на них, может сократиться до 45%. Кроме того, это дает возможность уменьшить время разработки и стоимость изделий. Решением, позволяющих достичь этих результатов, является Ansys OptiSLang. Оно обеспечивает интеграцию, построение и автоматизацию рабочих процессов, а также может использоваться для вариационного анализа и робастной оптимизации.
Такой подход применяет международная компания AcmeCorp, ключевым продуктом которой является дрон-квадрокоптер. Изначально он проектировался полностью вручную с помощью различных инструментов, однако компании было необходимо ускорить совершенствование продукта и сократить время выхода на рынок. В результате демократизации расчетов удалось улучшить командную работу, а также автоматизировать типовые процессы моделирования.
Ansys optiSLang интегрируется с Ansys Minerva - платформой для организации взаимодействия на предприятии, разработанной на базе PLM-решения ARAS Innovator. Ansys Minerva позволяет развернуть ИТ-инфраструктуру в масштабах предприятия и предоставляет систему управления бизнес-процессами и данными, а также возможность управления высокопроизводительными вычислениями и связь с PLM-системами. В частности, Ansys Minerva поддерживает технологию "цифровая нить" (digital thread). Она позволяет связать данные конструирования, численного моделирования, натурных испытаний, анализа производственных процессов и программного кода в системных моделях и телеметрии реального процесса эксплуатации для анализа причин отказов.
Технологии проектирования и производства изделий
Отдельное внимание на Форуме было уделено проектированию изделий. Эксперты представили новые возможности Ansys для всего цикла аддитивного производства - от создания начальной конструкции и топологической оптимизации до моделирования процесса печати и анализа микроструктуры. Такой подход позволяет учесть все аспекты и сложности, возникающие при аддитивном производстве, а также исключить метод проб и ошибок.
Например, Ansys Spaceclaim дает возможность моделировать сложные геометрические детали, а также подготовить изделие к печати. А с помощью Ansys Discovery можно выполнить топологическую оптимизацию в режиме реального времени всего за несколько минут. Этот метод позволяет определить оптимальное распределение материала в изделии, а также улучшить его характеристики, уменьшить вес и расход для аддитивного производства. Эксперт "КАДФЕМ Си-Ай-Эс" продемонстрировал его возможности на примере проекта оптимизации вилки механизма переключения передач, состоящей из алюминиевого сплава и изготовленной методом литья.
После проведения расчетов на режимы нагружения и получения напряженно-деформированного состояние изделия в Ansys Discovery были заданы необходимые условия. В результате массу изделия удалось уменьшить на 84%, не превышая пределы прочности, а время расчета составило около 3 минут. В целом, применение моделирования в Ansys Discovery при 3D-проектировании изделий позволяет снизить время разработки в 9 раз и повысить производительность на 10-20% за счет снижения затрат на обслуживание.
Кроме того, для моделирования и оптимизации технологических процессов в отраслях промышленности все чаще применяется инструмент Ansys LS-DYNA, который используется в таких компаниях, как Ford, GM, Toyota, Honda, BMW. Он поддерживает стратегию "Один код для решения сложных задач" и позволяет проводить тепловые и прочностные расчеты, расчеты гидрогазодинамики и электромагнетизма, а также дает возможность работать с композитными материалами, химией и сыпучими средами. Так, Ansys LS-DYNA позволяет моделировать процессы работы с:
Беспилотный транспорт и разработка оптики
Сегодня в транспортной отрасли существует четыре глобальных направления - автономный транспорт (ADAS и автономные технологии), электрификация (гибридный и электрический транспорт), интеллектуальное подключение (управление электроникой и ПО), аддитивное производство. Ключевыми задачами при разработке беспилотного наземного и воздушного транспорта являются повышение безопасности, правильная разработка датчиков, а также обеспечение надёжности электроники и кибербезопасности.
Эксперт "КАДФЕМ Си-Ай-Эс" продемонстрировал ряд решений Ansys для комплексной работы над беспилотным транспортом. Помимо встраиваемого ПО Ansys SCADE, охватывающего различные задачи от оценки соответствия проекта требованиям безопасности до проектирования человеко-машинного интерфейса (HMI), существуют решения линейки Ansys VRXPERIENCE. Так, VRXPERIENCE Driving Simulator powered by SCANeR представляет собой комплексную масштабируемую платформу для виртуальных испытаний, включающую разные возможности - от управления виртуальным транспортом до анализа результатов виртуальных тестов. Ее уже активно используют и в России - например, в МАДИ при разработке виртуального полигона для тестирования сценариев беспилотных автомобилей.
Для разработки автомобильной светотехники используется Ansys SPEOS - от упрощенного проектирования и валидации оптических систем до продвинутых моделей человеческого зрения и возможности работы с необработанным сигналом. Кроме того, с его помощью можно моделировать лидары, создавая паттерны сканирования и вращения, анализировать принятый сигнал и тестировать визуальную эргономику, например, в HMI. В новой версии Ansys 2021 R1 появились инструменты для работы с человеческим зрением - например, Human Eye регулирует диаметр зрачка, позволяет учитывать особенности поля зрения человека и просматривать результаты в специальном приложении для обработки результатов Human Virtual Lab. Другой инструмент - VR Immersive - создает скайбокс с центром в точке наблюдения и позволяет просматривать результаты в приложении Virtual Reality Lab в формате 360?, обеспечивая еще более точные данные об эргономике.
Электрификация наземного транспорта и безопасность электроники
За последнее время на рынке появился большой выбор тяговых электродвигателей. При этом эксперты "КАДФЕМ Си-Ай-ЭС" утверждают: моделирование оказывает огромное влияние на создание электроники, позволяя на 75% уменьшить время на разработку, а также сократить материальные затраты, на 20% снизив количество прототипов. Важным аспектом работы с электроникой являются ее надежность и промышленная безопасность. Ansys предлагает решение Ansys Sherlock для анализа конструкции устройства. Он интегрируется с Ansys Workbench, позволяя упростить и ускорить моделирование механических, тепловых характеристик и надежности электронных систем. В новой версии, среди прочих обновлений, стал доступен API. Это позволяет автоматизировать процессы и стандартизировать методы, изучить влияние вариантов конструкции и событий на прогнозирование вероятности отказа и другие показатели.
Среди компаний, применяющих сегодня Ansys Sherlock - Danfoss Drives A/S, которой требовалось сократить время вывода на рынок привода переменного тока. Ansys Sherlock использовался для автоматического анализа и прогнозирования усталости припоя паянного соединения печатной платы, а также импорта модели сборки печатной платы в Ansys Mechanical для выполнения расчета устройства в целом. Использование Ansys Sherlock позволило за более короткие сроки увеличить количество расчетов и виртуальных испытаний, ускорить выход нового привода на рынок и повысить общую надежность устройства.
Для анализа функциональной безопасности используется решение Ansys medini analyze. Оно позволяет решать целый ряд задач - от обеспечения безопасности и надежности системы до снижения затрат на встраиваемое ПО. Ansys Medini analyze позволяет сократить сроки и затраты на соответствие стандартам в области надежности и безопасности до 50%, а также обеспечить целостность информации. Кроме того, с его помощью можно проводить анализ слабых мест системы (System Weakness Analysis, SWA), оценивая риски и анализируя компоненты изделия на ограничения и соответствующие активирующие факторы. Ansys medini analyze востребован среди автопроизводителей, например, DAIMLER с его помощью разрабатывает концепции функциональной безопасности, Audi использует при проектировании двигателей, а в ZF TRW решение применяют на всех этапах от концепции до разработки аппаратного и программного обеспечения.
Цифровые двойники в промышленности
По прогнозам, к 2025 году 1.65 млрд производственных активов буду иметь системы мониторинга технического состояния. К таким системам, в частности, относятся цифровые двойники. В рамках Форума эксперты "КАДФЕМ Си-Ай-Эс" представили несколько наиболее востребованных вариантов применения технологии. Например, цифровой двойник теплообменного аппарата позволяет прогнозировать отложения для планирования технического обслуживания, предупреждать о нарушении режимов работы на основе контроля изменения тепловой эффективности оборудования и определять причины ее изменения. Эти возможности, в том числе, могут оказать влияние на экономические аспекты - по оценкам, потери из-за загрязнения теплообменных поверхностей могут составлять 0.25% ВВП западных стран.
Среди другого востребованного для создания цифровых двойников оборудования эксперт привел котлоагрегаты, электростанции, воздушные компрессоры, системы подачи сжатого воздуха, трубопроводы и пульпопроводы, участки измельчения и электродвигатели. Цифровые двойники также могут применяться для планирования и контроля работы поточно-транспортных систем, позволяя устранять причины их сбоев и обеспечивая логистику транспортировки материалов.
Главным инструментом для создания цифровых двойников реальных физических объектов является Ansys Twin Builder. С его помощью информация от установленных на оборудование датчиков передается в математическую модель для оценки влияния реальных условий эксплуатации на изменение параметров оборудования. Это обеспечивает глубокое понимание предыдущих условий и режимов работы оборудования, возможность точной оценки его технического состояния в настоящем и будущем.
Эксперт "КАДФЕМ Си-Ай-Эс" подробно описал три этапа создания цифрового двойника в Ansys Twin Builder:
Системное моделирование или создание точного цифрового двойника, учитывающего физику процессов.
Валидация и оптимизация системы.
Создание цифрового двойника с IIoT-платформами и подключение к работающему оборудованию.
Сегодня Ansys Twin Builder применяется в Volkswagen Motorsport для разработки цифрового двойника тяговой аккумуляторной батареи электромобиля. Другой пример - компания Phoenix Contact, создавшая цифровой двойник для предотвращения отказов реле. Цифровой двойник на основе математической модели определял износ в зависимости от реальных условий и режимов работы. В результате в компании стали использовать усовершенствованные реле, работа которых контролируется цифровым двойником. Это позволяет экономить десятки тысяч долларов в час за счёт исключения внеплановых простоев оборудования.
В рамках Форума эксперты также обсудили особенности проектирования электрических машин и аккумуляторных батарей с помощью Ansys Motor-CAD, возможности Ansys для AV/ADAS и 5G сетей, продвинутые методы расчета течений в турбомашинах, а также новые возможности программных продуктов Particleworks, Rocky DEM и Flownex SE.
Также были затронуты темы, касающиеся современных возможностей гидродинамики. Эксперты показали современные подходы к моделированию многофазных течений, включая усовершенствованную версию модели GENTOP в Ansys Fluent, а также улучшения в области моделирования многофазности явным VOF методом. Эксперты также обсудили новейшие технологии сеточных генераторов в Ansys (Mosaic и Overset) и возможности Ansys LS-DYNA для быстропротекающих процессов в аэрокосмической отрасли.
Последний вышедший номер
Адрес редакции: 117997, Москва, Профсоюзная ул., д. 65, оф. 360
Телефон: (926) 212-60-97.
E-mail: info@avtprom.ru или avtprom@ipu.ru
© ООО Издательский дом "ИнфоАвтоматизация", 2003-2024 гг.