Очевидно, что высочайший тип эффективности есть тот, который обеспечивает применение имеющихся материалов с наибольшей пользой.
Очевидно, что высочайший тип эффективности есть тот, который обеспечивает применение имеющихся материалов с наибольшей пользой.
АО «Моделирование и цифровые двойники» (АО «МЦД»), ведущий поставщик отечественных и зарубежных инженерных решений, завершил исследовательский проект для ПАО «Северсталь». Компании необходимо было провести опытно-промышленные испытания по оценке износостойкости сталей различных марок. Однако натурные эксперименты являются дорогостоящими, а динамика поведения сыпучих сред – сложно предсказуемой. При этом вопросы повышения износостойкости деталей, замены иностранных марок сталей отечественными аналогами сегодня являются крайне актуальными.
Задачи исследования
Перед экспертами АО «МЦД» стояла задача – спрогнозировать картину и скорость абразивного износа двух типов футеровки кузова автосамосвала CAT 793D, выполненных из разных марок сталей. Экспертам предстояло определить удельную износостойкость для перечня марок стали, которые использовались при создании футеровки. Им также нужно было рассчитать их влияние на износ кузова при эксплуатации. Для исследования были взяты технологические пробы железной руды и вскрышной породы каменноугольного месторождения и заготовки пяти марок стали: Powerhard 450, SD500, SD550, 09Г2С и износостойкого проката иностранного поставщика.
Эксперты АО «Моделирование и цифровые двойники» совместно с представителями ПАО «Северсталь» разработали комплексную методику, позволяющую на основе недорогих лабораторных испытаний прогнозировать скорость износа защитных покрытий и рабочих элементов, подвергающихся высокоинтенсивному абразивному воздействию. Были исследованы 10 пар «марка стали – сыпучая среда» и определены соотношения работы износа и потери массы изнашиваемых тел.
Для исследования в качестве инструментов использовались два программных комплекса:
Проведение испытаний и DEM-моделирование
Работа состояла из двух этапов. В первую очередь были проведены лабораторные испытания и DEM-моделирование, включавшие:
В результате были сопоставлены потери масс пластин исследуемых сталей, а также работа износа, от которой зависят повреждения, накапливаемые пластинами с течением времени.
Далее эксперты использовали методы математического моделирования, включающие калибровочные испытания, испытания износа для определения работы износа при данных условиях и процесса погрузки, разгрузки и транспортировки руды автосамосвалом. Всего в рамках проекта использовались две модели автосамосвала:
Эксперты АО «МЦД» выполнили моделирование циклов погрузки-разгрузки в количестве, достаточном для достижения полного износа защитных покрытий днища и боковой стенки, а также зарегистрировали работу касательных сил, вызванную сыпучими средами на поверхности исследуемой футеровки.
Применение DEM-моделирования позволило спрогнозировать ходимость футеровки из различных марок сталей, сравнить ходимость защитного покрытия двух различных конструкций до изготовления и провести математическое моделирования силами одного сотрудника и одного ПК. В результате эксперты определили карты износа футеровки кузова автосамосвала Caterpillar 793D и подтвердили их опытно-промышленными испытаниями.
«Выполненный при поддержке АО «МЦД» проект позволил нам разработать и внедрить новые, более стойкие футеровки кузовов карьерных самосвалов, предложить нашим клиентам технически и экономически обоснованные варианты повышения эффективности производства за счет использования современных марок стали. Аналогичный подход комплексного применения знаний о свойствах материалов, лабораторных исследований и компьютерного моделирования может быть реализован для решения широкого спектра задач», – Олег Копаев, руководитель команды компьютерного моделирования компании «Северсталь».
Последний вышедший номер
Адрес редакции: 117997, Москва, Профсоюзная ул., д. 65, оф. 360
Телефон: (926) 212-60-97.
E-mail: info@avtprom.ru или avtprom@ipu.ru
© ООО Издательский дом "ИнфоАвтоматизация", 2003-2024 гг.