Хорошая система диагностики сегодня лучше безупречного завтра.
Ремейк Закон Паттона
Хорошая система диагностики сегодня лучше безупречного завтра.
Ремейк Закон Паттона
Ответ на этот вопрос дал первый проект комплексной цифровизации процессов управления производственными и инфраструктурными активами ГК «Алютех», реализованный совместно с Деснолом, разработчиком и интегратором экосистемы 1С:ТОИР. В результате проекта СООО «АлюминТехно», одно из крупнейших предприятий в СНГ по производству алюминиевых профилей, смогло не только автоматизировать процессы управления ТОиР, но и приблизиться к одной из главных целей службы главного инженера — оптимизировать складские запасы ТМЦ технологического оборудования и инфраструктурных объектов.
Влияние внешнеполитических факторов
Группа компаний «Алютех» — крупный производственно-сбытовой холдинг, один из лидеров рынка роллетных систем и секционных ворот в Западной и Восточной Европе, ведущий производитель алюминиевых профильных систем на территории СНГ. Холдинг объединяет четыре производственных предприятия и более 20 сбытовых компаний в Республике Беларусь, России, Чехии и Великобритании. В штате компании — 4600 человек, 1600 из которых работает в «АлюминТехно», самом крупном заводе группы. Именно с этого завода началась комплексная цифровизация блока технического обслуживания и ремонта (ТОиР) оборудования всей группы компаний.
В 2022 г. из-за ситуации на внешнеполитической арене «Алютех» столкнулся со сложностями в техническом обслуживании оборудования зарубежных производителей и поставках запасных частей для обеспечения ремонтной деятельности. Большинство оборудования на предприятиях импортное — производства таких стран, как Италия, Германия и Япония. Аналогичная ситуация коснулась товарно-материальных ценностей (ТМЦ).
«Часть производителей отказала в техническом обслуживании. Начались проблемы с поставками ТМЦ. Некоторые запчасти ждем до года. Ситуация не становится стабильной, — отмечает Леонид Симонов, к.т.н., заместитель директора по анализу и развитию, руководитель проекта ТОиР в ГК «Алютех». — Нам все время приходится держать руку на пульсе и искать альтернативные решения, чтобы иметь необходимый запас, не увеличивая склад. За 2023 г. складские запасы выросли в 1,5 раза, а это в том числе дорогостоящее оборудование стоимостью до €100 тыс. за единицу».
Цель — снижение затрат
Вопрос снижения затрат на всех этапах жизненного цикла активов, неопределенная ситуация на внешних рынках и смена поколения в службе главного инженера «АлюминТехно» стали предпосылками пилотного проекта с Деснолом, разработчиком и интегратором EAM-решения «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования КОРП» (англ. Enterprise Asset Management — управление активами предприятия). Еще одним определяющим фактором запуска продукта экосистемы 1С:ТОИР стал значительный объем физических активов предприятия (технологического оборудования и инфраструктурных активов, производственных и складских помещений), которые находятся на контроле службы главного инженера.
Чтобы приблизиться к главной цели цифровизации ТОиР и снизить затраты на обслуживание производственных и инфраструктурных активов, а также закупку ТМЦ, руководство компании решило начать с построения единой цифровой среды данных на базе SAP ERP и интеграции с мастер-системой решения 1С:ТОИР КОРП.
На основе качественных статистических данных о состоянии оборудования и истории его ремонтов предприятие хотело получить аналитические инструменты, которые бы позволили видеть реальную картину потребности и обеспеченности ремонтных служб необходимыми материалами. Для этого и была необходима интеграция. Разработка механизма интеграции заняла три месяца.
«При выборе решения и партнера-интегратора определяющими факторами стали соотношение цена/качество, а также изменения во внешней макроэкономической среде. Интеграция 1С:ТОИР КОРП с SAP позволила автоматизировать учет запасных частей на складах, отслеживать количество, движение и стоимость ТМЦ, — говорит Леонид Симонов. — С помощью отчетов мы можем анализировать данные и оценить эффективность управления запасами. Например, видеть фактические затраты по объектам ремонтов (линиям), прогнозировать будущий спрос на запчасти, что помогает предотвратить дефицит или избыток запасов. Кроме этого, автоматизация позволяет исключить дубли в заявках, сократить ручные операции и получить объективные данные для формирования годовой потребности в ТМЦ».
Акцент на совместимость бизнес-процессов
При разработке механизмов интеграции особую роль сыграл сравнительный анализ бизнес-процессов двух систем с бизнес-процессами «АлюминТехно». Еще на старте проекта команда Деснола провела обследование бизнес-процессов ТОиР, в котором приняли участие производство, отделы охраны и труда, промышленной и пожарной безопасности, материально-технического снабжения, служба главного инженера, складское хозяйство, бухгалтерия и финансовая служба. Результаты обследования легли в основу разработки программы опытно-промышленной эксплуатации, которая успешно завершилась в рамках проектных сроков. Особенность проекта — полностью удаленное внедрение 1С:ТОИР КОРП.
В основу обмена данными легла информация о заявках на ремонт, актах выполненных работ, номенклатуре, ее стоимости, списании, оприходовании излишков товаров и складских остатках. Она позволила вести учет запчастей по подразделениям, получать отчет для анализа остатков в разрезе складов и знать об актуальных остатках на момент запроса.
Интеграция между информационными системами 1С:ТОИР КОРП и SAP происходит с помощью обмена сообщениями в формате XML, получаемыми в ответ на определенный запрос HTTP-сервиса. Для получения данных об изменениях в справочнике «Номенклатура», остатках на складах и ценах 1С:ТОИР КОРП выполняет специальные запросы к HTTP-сервису на стороне SAP. В свою очередь, для получения данных об использованных товарно-материальных ценностях из SAP выполняется запрос к HTTP-сервису на стороне 1С:ТОИР КОРП.
«Об оптимизации складских запасов говорить еще рано: до конца года у нас проводится большая работа по нормализации номенклатуры для более точной работы с данными в системе. Но мы уже можем видеть разницу между минимально необходимыми запасами запчастей и реальной картиной на складе, понимаем, какой минимальный уровень запчастей необходим для поддержания оборудования в рабочем состоянии, — делится промежуточными результатами Леонид Симонов. — Чтобы начать работу с аналитикой, необходимо сначала набрать статистику, а на это нужен хотя бы год. Сейчас мы находимся в процессе сбора информации и обучения сотрудников работе в системе — для нас именно это сейчас главное».
Культура анализа
По мнению Леонида Симонова, чтобы достичь плановых показателей и добиться максимальной прозрачности в управлении активами с помощью инструментов цифровизации, в первую очередь необходимо начать с развития аналитической культуры компании по направлению ТОиР. Немаловажную роль здесь играет обучение персонала работе в системе, которое позволяет избежать ошибок при внесении данных и повысить качество последующей аналитики. Чтобы облегчить знакомство с системой, Деснол разработал образовательную программу. Она помогает быстро погрузить специалистов в работу с системой. Также есть типовые инструкции — ими предприятие может пользоваться уже без участия специалистов Деснола.
«Сейчас перед нами стоит задача работать с командой и прививать определенную аналитическую культуру, которая касается не только дисциплины внесения данных, но также и работы с этим данными. Если раньше мы планировали бюджет по принципу «год к году», то сейчас можно уже более детально планировать и понимать: нужно ли нам 20 или, например, достаточно четырех пресс-шайб на один пресс. Есть статистика — есть и обоснование, — считает Леонид Симонов. — Для нас также важно привить практику работы с аналитической отчетностью, пройти тот же путь, который когда-то начинали все компании, когда автоматизировали процессы в логистике и финансах. Чтобы аналитика в ТОиР стала такой же данностью, как и финансовая отчетность для предприятия».
О планах развития
На данный момент на заводах «АлюминТехно» и «Алютех-Новосибирск» проходит интеграция 1С:ТОИР КОРП с АСУ ТП. До конца года планируется запуск 1С:ТОИР КОРП на втором заводе группы компаний — «Алютех-Новосибирск». Здесь также произошла смена поколения, после чего инициативная группа обратилась в управляющую компанию за советом — какое ПО она могла бы использовать для учета инфраструктурных объектов. Учет непроизводственных активов заложен в функциональные возможности 1С:ТОИР КОРП.
Полученный в результате пилота опыт и работа в единой информационной среде позволят быстрее запустить тираж на других предприятиях группы: в планах производителя на 2025–2026 гг. — тиражировать опыт на третий и четвертый заводы группы «Алютех Воротные Системы» и «Алютех Инкорпорейтед».
Адрес редакции: 117997, Москва, Профсоюзная ул., д. 65, оф. 360
Телефон: (926) 212-60-97.
E-mail: info@avtprom.ru или avtprom@ipu.ru
© ООО Издательский дом "ИнфоАвтоматизация", 2003-2024 гг.