По мере того как машина все более уподобляется человеку, человек все более уподобляется машине.
По мере того как машина все более уподобляется человеку, человек все более уподобляется машине.
Ближайшие события
Современные технические системы представляют собой сложные комплексы, состоящие из десятков тысяч узлов и деталей. Их проектирование давно превратилось в отрасль знания, требующую системного мышления, анализа спектра целей, реализуемых системой, учета многочисленных ограничений, поиска компонент и материалов и, наконец, разработки адекватных систем управления. По мере усложнения создаваемых систем наука накопила и продолжает накапливать знания и методы работы, способы создания моделей и их анализа. За последние десятилетия была создана специфическая методология моделирования таких систем, так что автор не совсем прав, утверждая, что «общепризнанной методологии системного моделирования» не существует. Однако он абсолютно прав, говоря о том, что решение задачи о компромиссе между отдельными составляющими сложных технических систем, таких как космические аппараты, сегодня отсутствует.
Конечно, методы поиска компромисса между отдельными частями сложных технических (как, впрочем, и биологических, и социальных) систем существуют – взять хотя бы развитую область многокритериальных систем [1] или работы по системам с прогнозированием [2], позволяющим предвидеть возникновение «узких мест» в процессе управления. Существует и теория синтеза координирующих систем управления, разработанная Л.М. Бойчуком [3]. Однако статья А.Б. Бахура выгодно отличается тем, что в ней в явном виде сформулирован основной принцип проектирования сложных систем управления – необходимость адекватного разрешения противоречия между тем, что система может делать и тем, что она должна делать для достижения поставленной цели.
Это достигается путем одновременного анализа поведения проектируемой системы в двух «пространствах координат» - внешних, характеризующих возможность и близость к достижению заданной цели, и внутренних, определяющих текущее состояние системы. Такой подход можно считать расширением классического подхода, в котором ограничения на поведение системы задаются в виде неравенств. В результате появляется возможность прямого разрешения конфликта между «внешними» характеристиками системы, необходимыми для достижения цели, и «внутренним» функциональным состоянием системы, поскольку жесткие ограничения теперь могут анализироваться более детально.
Такой подход, по всей видимости, восходит к биологическим системам, в которых управление осуществляется сложными и гибкими алгоритмами. В частности, контроль и слежение за состоянием тела человека осуществляется с участием особых проприоцептивных систем, выводящих в процессе достижения «двигательной» цели текущую информацию о состоянии различных мышц на уровень сознания [4]. Эти системы поставляют центральным управляющим механизмам в мозгу человека данные о положении тела, движении мышц и о силах, действующих в процессе достижения поставленной цели. Именно на основании проприоцептивных механизмов в организме создается единая «двигательная» модель тела, позволяющая человеку нормально жить и заниматься различными видами деятельности.
Можно поэтому ожидать, что развитие идей, высказанных в статье А.Б. Бахура, приведет к существенному продвижению в построении системных моделей движущихся объектов, позволяющих еще на этапе проектирования избегать «узких мест» в процессе функционирования сложных систем различной природы. Хотелось бы отметить, что среди сложных объектов, которым посвящена эта статья, наряду с космическими аппаратами находится и другая, не менее интересная, сложная и многочисленная группа объектов - движущиеся роботы самого различного назначения, от роботов-помощников до роботов военного назначения. В этом случае разработка «моделей с двумя системами координат», вероятно, окажется не менее актуальной, чем в рассмотренном в статье А.Б. Бахура космическом аппарате. По крайней мере, в робототехнике явная аналогия такой модели с проприоцептивной системой живых организмов оказывается более естественной и поэтому легче просматривается.
Список литературы
Последний вышедший номер
Адрес редакции: 117997, Москва, Профсоюзная ул., д. 65, оф. 360
Телефон: (926) 212-60-97.
E-mail: info@avtprom.ru или avtprom@ipu.ru
© ООО Издательский дом "ИнфоАвтоматизация", 2003-2025 гг.