Высокие требования, предъявляемые к персоналу современных технологических объектов, обуславливают необходимость применения новых технологий при создании обучающих тренажерных комплексов. В статье рассмотрены возможности применения технологий виртуальной реальности в обучающих тренажерных комплексах, а также основные принципы выбора оптико-электронной системы комплекса виртуальной реальности, входящего в комбинированный тренажерный комплекс.
Рассмотрена интегрированная среда InSiDE, предназначенная для разработки тренажеров для технологических объектов различной степени сложности. Описаны архитектура и технология разработки тренажеров, ЧМИ. Указаны области применения и конкретные реализованные проекты.
Сформулированы предпосылки внедрения компьютеризированных тренажерных комплексов на предприятиях, использующих опасные производственные процессы. Дано обзорное описание программного обеспечения для создания тренажерных комплексов ABB System 800xA Simulator.
Сформулированы основные требования, предъявляемые к тренажерам оператора, нацеленным на обучение персонала, и оптимизацию непрерывных ТП. Приведена типовая структурная схема тренажерного комплекса. Описаны рекомендации по выбору и внедрению тренажерных комплексов.
Разработана и исследована слоисто-ячеистая модель дорожного полотна, как протяженного в пространстве объекта, в которой значения ячеек (фасетов) определяют конкретную категорию и уровень безопасности дорожного движения. Определены источники информации для бортовых систем компьютерной поддержки, а также разработана инструментальная база и рекомендации по выбору адекватной траектории и безопасной скорости движения мобильного объекта с учётом характеристик дорожного полотна.
В работе рассматривается возможность учета психофизиологического состояния ученика в системе электронного обучения. На основе регрессионного анализа экспериментальных данных построена логистическая модель, позволяющая перед началом работы обучаемого в системе оценить его способность к эффективному обучению. Контроль состояния ученика в процессе обучения предложено осуществлять по динамике кожно-гальванической реакции. Разработана сетевая модель, описывающая работу системы электронного обучения с учетом психофизиологического состояния ученика.
Предложена методика синтеза тренажеров. Тренажеры предназначены для обучения персонала и приобретения навыков эффективного управления электротехнологическими установками в потенциальноопасных производствах алюминия, карбида кальция и фосфора. Представлены функциональная структура тренажеров, информационное и математическое обеспечение.